Приказ о местничестве

Содержание
  1. Местничество в Древней Руси – от принятия до отмены
  2. Разбираемся, что такое местничество: определение по истории просто и понятно
  3. Местничество в древней Руси: суть, особенности, преимущества и недостатки
  4. И на старуху бывает проруха: причины отмены местничества
  5. Окончательная и полная отмена местничества: при каком царе, как и когда это произошло
  6. Приказная система
  7. Общегосударственные Приказы
  8. Областные Приказы
  9. Дворцовые Приказы
  10. Военная реформа Ивана IV Грозного – кратко
  11. Выборная «тысяча лучших слуг» 1550
  12. Выборное стрелецкое войско 1550 год
  13. Ограничение местничества 1550
  14. Формирование конных сотен 1552
  15. Уложение о службе 1555-1556
  16. Реформа органов военного управления
  17. Царская грамота донским казакам 1570
  18. Пограничный устав 1571
  19. Развитие артиллерии
  20. Итоги и результаты военных реформ Ивана IV Грозного
  21. Отключите блокировку рекламы для данного сайта или читайте Википедию
  22. Отмена местничества 1682 г
  23. Причины появления
  24. Отмена местничества
  25. Как происходила отмена
  26. Основные проблемы местничества
  27. Причины отмены местничества
  28. Новый порядок распределения должностей
  29. Последствия реформы
  30. Историческое значение отмены местничества
  31. Местничество. Приницпы и ранжирование в местничестве
  32. Что такое местничество и причины его возникновения
  33. Как определялась система местничества
  34. Ранжирование в местничестве
  35. Уничтожение системы местничества и ее оценка

Местничество в Древней Руси – от принятия до отмены

Приказ о местничестве

Фото с сайта: booksite.ru

Удивительный русский царь Федор Алексеевич, что по состоянию здоровья смог усидеть на троне всего шесть лет, успел за свое краткое правление провести множество полезных реформ, значения и важности которых, скорее всего, не понимал и сам.

Одним из его решений была отмена местничества в 1682 году, когда государственные должности перестали передаваться по степени родовитости семейства и предков. Однако перед этим страну ожидал долгий и нелегкий путь, который и привел к подобному результату, именно о нем и пойдет речь.

Однако так как тема эта достаточно обширна, постараемся вкратце обозначить лишь основные вехи, которые нужно учитывать, для лучшего понимания происходивших на то время событий.

Разбираемся, что такое местничество: определение по истории просто и понятно

Фото с сайта: dic.academic.ru

Если разбираться досконально, то к появлению местничества на средневековой Руси были на самом деле достаточно весомые предпосылки исторического характера. К примеру, стоит понять, как образовывался государственный аппарат управления, а формировали его, основываясь, в основном на польско-литовское законодательство, которое на то время казалось намного совершеннее и более продвинутым.

На самом деле, все достаточно просто, так как местничество – это порядок распределения разнообразных государственных должностей (мест), не по заслугам, способностям или возможностям, а банально по родовитости и знатности семейства, к которому принадлежит претендент.

Таким образом, местничество, это, по сути система управления, своего рода инструмент, который помогал распределить должности в определенном порядке.

То есть, во внимание принималось происхождение предков претендента, а также их служебное положение на данное время.

С одной стороны, это было в некоторой степени оправдано, однако пробиться к «кормушке» могли далеко не все, и зачастую самые способные оставались за бортом власти.

Получается, что раздумывая, что такое местничество, можно с уверенностью сказать, что именно оно превратило русское средневековье дворянство в своего рода закрытую аристократическую группу, доступ в которую был строго регламентирован и ограничен. При этом, сословные и родовые интересы ставились во главу угла, даже когда это шло в полный разрез с интересами общесоциальными, если можно так выразиться.

Кроме всего прочего, учитывалась не только родовитость, как таковая, но еще и личностное положение в семействе, по отношению к формальной главе.

Более старшие члены семейств имели весьма большое преимущество, да и заслуги все же учитывались.

К примеру, боярский сынок, отец которого особо отличился принимался лучше и охотнее, чем ребенок того же рода, но отец которого не отличился никакими особыми заслугами.

Фото с сайта: otvet.imgsmail.ru

Да и за царским столом сидели все именно по такому ранжиру, то есть самые родовитые и знатные поближе к правителю, а те, кто попроще, с самого краешка стола. Система местничества была крайне несовершенной, и мешала развитию страны в целом, отбрасывая ее автоматически на несколько сотен лет назад.

Интересно, что зачастую при дворе в среде бояр возникали самые невероятные местнические споры, разрешить которые было бы просто нереально. Однако решал их царь, приказам которого перечить было бы глупо.

Борьбы за должности порой заканчивалась и кровопролитием, а иногда и просто семейной и родовой враждой, и только царь, вкупе с чиновниками Разрядного приказа мог разрешить недоразумения и погасить вражду, порой длившиеся годами и даже десятилетиями.

Местничество в древней Руси: суть, особенности, преимущества и недостатки

Приблизительно с конца пятнадцатого века весь государственный аппарат формировался именно руководствуясь принципами местничества. Как уже и говорилось, это значительно тормозило развитие державы в общем.

Выбор людей на должности, не по способностям и талантам, а по семейному положению, родовитости и знатности, значительно снижал уровень эффективности этого аппарата, а главное, не давал пробиться к власти действительно талантливыми способным руководителям.

Именно потому отмена местничества в один прекрасный момент стала попросту неизбежна.

Фото с сайта: otvet.imgsmail.ru

Правда, польза от подобного ранжирования имелась, и на это также нельзя закрывать глаза. Во-первых, она хоть как-то, то есть худо-бедно, но примиряла дворянство.

Местничество строго указывало на то, кому и какую должность в государственном аппарате власти можно занимать, а куда даже нечего пытаться не стоит проникнуть, так как по роду не положено.

В высших эшелонах власти того времени и так царила смута, вечные ссоры и усобицы, заговоры и сплетни, которые хоть кое-как сдерживала система местничества. Фактически, именно местничество способно было удержать распоясавшихся аристократов от тяжелой внутренней войны, который они могли затеять в любую минуту.

И на старуху бывает проруха: причины отмены местничества

Приблизительно в средине шестнадцатого века Иван Грозный решил делать ставку на войско и дружину. Царю на то время исполнилось всего восемнадцать лет, но он сделал критический шаг вперед, и на «Соборе примирения» объявил, что стране срочно нужны реформы и перемены.

Именно эти реформы можно считать прямой предтечей такого события, как отмена местничества в армии, и каждый дворянин обязывался отправляться служить там, где это было целесообразно, вне зависимости от положенного ему места.

Это значительно модернизовало русскую армию, чего и добивался молодой царь.

Реформа Ивана Грозного вообще была всесторонней и полезной, так как давала возможность быстро и легко поставить всех в ружье при потребности, а военные должности закреплялись за каждым дворянином навеки, то есть пожизненно.

Образование в то время, так называемое, поместное войско значительно помогло не только более эффективно защитить границы, но также и расширить их.

Однако, дата отмена местничества после военной реформы Грозного приблизилась лишь незначительно, и потребовалось еще более сотни лет, чтобы это все-таки случилось.

Окончательная и полная отмена местничества: при каком царе, как и когда это произошло

Фото с сайта: traditio.wiki

Спустя полтора века, во второй половине семнадцатого века местничество на Руси уже стало смотреться со стороны, словно страшный анахронизм и пережиток, который только мешает образоваться функциональному, а также, что самое главное, эффективному аппарату власти. Самодержавие уже начало понимать, что стоит разобраться с ним, устранив камень преткновения, не дающий двигаться дальше, но это было далеко не просто, настолько сильны традиции в русском обществе.

Если говорить о том, кто отменил местничество, а также когда это было проделано, стоит начать несколько раньше. В 1676 году, после безвременной кончины брата, на русский престол взошел пятнадцатилетний царь Фёдор III Алексеевич, отличающийся слабостью и болезненностью, а также с детства страдающий от цинги (скорбута), однако обладавший достаточно глубоким умом.

Говорят, что он знал польский и даже латынь, а также живо интересовался западной историей, политикой и культурой.

В первые недели своего правления царь тяжело болел, однако уже к средине лета он полностью взял власть в собственные руки, причем его правление ознаменовалось весьма значимыми вехами в истории Руси, и полнейшая и безапелляционная ликвидация местничества также дело его рук.

Фото с сайта: actualhistory.ru

Основной толчок для отмены местничества в армии дала пресловутая война против Османской Империи, а также дружественного ей ханства Крымского, которая велась с 1676-го, и вплоть до 1681 года.

Завершились длительные и трудные боевые действия Бахчисарайским миром, который оказался своего рода компромиссом, так как полностью Россию его условия попросту не могли. Зато к стране были присоединены Киев, и вся Левобережная Украина.

Именно местничество и постоянные распри и споры в армейских рядах послужили причиной провала кампании, и широко образованный, а также вообще смекалистый и умный Федор это, естественно понимал.

Когда Османская кампания была полностью завершена, царь приказал созвать своих военных командиров, а также и весь государственный аппарат на совет.

Он объявил, что пора что-то менять, так как враг показал себя с необычной стороны и продемонстрировал явный прогресс, которого у нас не было и в помине.

Царя подержал также один из самых просвещенных людей эпохи, знаменитый князь Василий Васильевич Голицын, который готов был глотки грызть за свое местничество, однако понимал, что оно безнадежно устарело.

Таким образом, местничество было отменено при царе Фёдоре III Алексеевиче, являвшего старшим единокровным братом великого подвижника Петра первого, время которого еще не пришло на тот момент, но перемены уже уверенно маячили на горизонте.

Получается, что год отмены местничества – 1682-й, а само собрание проходило в средине января, когда за конами стояли лютые морозы, а из труб в городе вздымались белые столбы дыма.

Это был день Боярской Думы и Освященного собора, где сам Голицын и подал прошение царю об отмене местнических привилегий в армейском ведомстве.

Федор Алексеевич спросил у собравшегося люда, как поступить и получил вполне утроивший его ответ.

Тогда в сенях царских палат разложили большой костер, куда и были брошены все разрядные книги, над которыми были произнесены слова, что все отныне упоминания о местничестве «богомерзкими и враждотворными, предающимися забвению навеки веков». Казалось бы, отмена местничества должна была сплотить дворянство и боярство, но родовые споры продолжались еще очень долго и даже Петр Великий неоднократно угрожал подданным судом, когда упоминались подобные вещи институции.

Фото с сайта: portal-kultura.ru

Источник: https://perstni.com/magazine/history/mestnichestvo-v-drevney-rusi-ot-prinyatiya-do-otmenyi.html

Приказная система

Приказ о местничестве

Приказы – центральный орган государственного управления в Российском Царстве. Система Приказов сформировалась при Иване 3 и была ликвидирована Петром 1, заменившего их Коллегиями.

Приказами управляли судьи, назначаемые царем и Боярской думой в основном из числа бояр.Первое звено помощников судьи – дьяки. Основная черновая работа выполнялась поддьячными.

Приказная система управления в России подразделялась на 3 уровня:

  1. Общегосударственные Приказы – общая система управления государством.
  2. Территориальные Приказы – система управления на отдельных территориях страны.
  3. Дворцовые Приказы – управление царским двором.

Периодически создавались временные Приказы, такие как Тайных дел или Счетный. Их работа была эпизодической и непродолжительной.

Отдельной категорией выступали 2 Патриарших приказа: Казенный и Дворцовый.Первый отвечал за сохранность церковного имущества, а второй за функционирование церковной системы и учреждений.

Приказы были низшим звеном управления государством. Выражаясь современным языком, это исполнительная власть. В целом же структура управления Русским царством может быть представлена схематически.

Общегосударственные Приказы

Это были основные органы управления страной. Как правило, попасть в эти органы было очень почетно. К общегосударственным Приказам российского царства относятся:

  • Посольский (1549 – 1720) – внешняя политика и откуп военнопленных.
  • Разрядный (1535 – 1711) – распределение людей на государственную службу. Должность могли получить только бояре и дворяне. Этот Приказ был едва ли не ключевым для знати, поскольку именно определял куда попадет человек в гражданской и военной службе.
  • Большая казна – получение доходов от отраслей (городов), подчиненных другим Приказам.
  • Оружейная палата – заведовал оружием.
  • Пушкарский (1577 – 1700) – наем людей на военную службу, назначение окладов и так далее.
  • Стрелецкий (1555 – 1701) – управление наземными подразделениями (основа – стрельцы) в армии, в том числе казаками.
  • Рейтарский (1649 – 1700) – управление конными войсками. Основная единица армии – рейтарские войска.
  • Иноземный (1623 – 1701) – общее управление русскими войсками и иностранными войсками, находящимися на службе русского царя.
  • Поместный – распределение поместий в стране и сбор налогов с поместий.
  • Ямской – почтовая связь и сообщения между городами.
  • Каменных дел – ведал каменным строительством в крупных городах.

Областные Приказы

Если общегосударственные Приказы занимались управлением страной в целом, то Приказы областные фокусировались на отдельных регионах страны. Всего за период российского царства было создано 4 областных Приказа: Малороссийский, Сибирский, Казанский и Смоленский. Каждый из них обладал влиянием в определенном регионе и занимался укреплением там царской власти.

Дворцовые Приказы

Это была система, обеспечивающая комфорт царской жизни. К дворцовым Приказам относятся:

  • Казенный – сохранность всего имущества, находящегося во дворце, и принадлежащего царской семье.
  • Большого дворца – все аспекты ведения хозяйства во дворце.
  • Сокольничий – разведение соколов и организация соколинной охоты для членов царской семьи.
  • Конюшенный – содержание и управление царскими конюшнями, организация выездов.
  • Царская и Царицына мастерская палата – пошив одежды, драгоценностей и прочего.

Говоря о системе приказов в России и системе ее функционирования важно отметить, что основными чертами этого устройства были волокита и взяточничество. Известная фраза «волочить дело» появилась именно в период функционирования этой системы. Бояре, получавшие высокие должности в системе управления страной, «кормились» в основном от этого.

Система приказов работала в рамках государства с разной степенью эффективности. Если в середине 16 века система была относительно эффективной, то в последующем с проведением реформ, чем ближе к эпохе Петра 1, тем меньше эта система соответствовала нуждам государства.

Причина кроется в том, что до тех пор пока Россия развивалась внутри себя и не пыталась выйти на уровень ведущих государств система приказов была допустимой. При этом она была малоэффективной и доказать это очень легко, исследуя количество органов управления.

Если в начале 17 века насчитывалось всего около 40 приказов, то уже к середине века приказов было 100. Четкой иерархии и системы управления не было, поэтому Приказы могли плодиться бесконечно много. Все это было на руку, прежде всего, боярству, для которых эта система была основным источником дохода.

Именно в этом кроется причина того, что Петр 1 одновременно избавлял страну и от системы Приказов и от боярства, заменяя его дворянством.

Источник: https://istoriarusi.ru/car/sistema-pricazov-upravlenie-stranoy.html

Военная реформа Ивана IV Грозного – кратко

Приказ о местничестве

> Реформы > Военная реформа

Военные реформы Ивана IV Грозного — комплекс мер, проведенных в период 1550-1571 годов, для увеличения эффективности и численности войсковых соединений, закладывания основ будущей регулярной армии, улучшения субординации между военачальниками и общей координации армии.

Успешность военных реформ Ивана Грозного обеспечила взятие Казани в 1552 году, штурм ряда крепостей во время Ливонской войны и разгром направляющегося для разграбления Москвы крымско-татарского войска в битве при Молодях 1572 года.

Военных реформы Ивана Грозного — кратко по пунктам

Необходимость повышения боеспособности армии — за первую половину 16 века Казанское ханство совершило около 40 нашествий, разоривших многие русские города. Централизация власти в новообразованном Русском царстве также требовала повышения качества военных соединений государства.

Зависимость от поместного войска — дворянское ополчение играло центральную роль в армии, но его дисциплина оставляла желать лучшего, царь осознал необходимость закладывания основ регулярной армии.

Угроза Крымского ханства — со стороны южных границ на территорию Русского царства регулярно совершали набеги крымские татары и ногайцы, для эффективной борьбы с ними необходимо было продолжить создание Засечной черты (начато Елене Глинской)

Повышение субординации и дисциплины — споры среди воевод на счет поместных правил (кто будет главным во время похода) необходимо было устранить, определить порядок прохождения воинской службы, и нормы предоставления дворянами воинов в зависимости от их земельного надела. Также требовалось внести ясность в структуру войска

Развитие артиллерии — без пушек взятие крепостей превращалось в многомесячную осаду, поэтому каждому из пехотных полков необходима была полковая артиллерия

Выборные пехотные полки — создание первых регулярных войск должно было положить основу будущей профессиональной армии и разнообразить функционал текущих боевых соединений, расширяя круг доступных для решения тактических задач.

Выборная «тысяча лучших слуг» 1550

1 октября 1550 года Иван IV Грозный подписал указ о переселении «тысячи лучших слуг» из различных городов и областей Русского царства и выделении им поместий для проживания в пределах 60-70 километров от Москвы.

Опираясь на положение и выполняемые при царе обязанности, «тысячники» были разделены на три статьи, и получали в зависимости от этого земельный надел в 100, 75 или 50 гектар соответственно.

Данный указ, по мнениям различных историков, преследовал следующие цели:

Поместное войско Ивана IV Грозгоно

  • Увеличение количества исполнителей заданий центрального правительства — процесс централизации и прирастающие территории требовали расширения государственного аппарата и большей мобильности служилых людей.
  • Увеличение численности «государева полка» — переселённые дворяне были обязаны участвовать в больших военных походах, предоставляя в зависимости от величины земельного надела определенное количество бойцов.
  • Некоторые историки считают «избранную тысячу» прообразом последующей опричнины.

Выборное стрелецкое войско 1550 год

Понимая чрезмерную зависимость от поместного войска, Иван Грозный принял решение о наборе на пожизненную службу 3000 стрельцов и создания из них 6 приказов по 500 человек. Стрельцами служили преимущественно бедные люди, но сотниками и командирами приказов были «дети боярские».

Изначально стрельцы имели при себе холодное и ручное огнестрельное оружие, впоследствии стрелецким полкам были приписаны пушкарские расчёты — было положено начало профессиональной русской армии.

Стрельцы Ивана IV Грозного

«В лето 7058 учинил у себя Царь и Великий князь Иван Васильевич выборных стрельцов с пищалей три тысячи человек и велел им жити в Воробьевской слободе, а головы у них учинил детей боярских; Да и жалования стрельцам велел давати по четыре рубля на год»

Ограничение местничества 1550

Право руководства во время походов, а также порядок подчинения определялся местничеством (т.е. благородством происхождения) — это серьёзно мешало соблюдению субординации, вызывало частные споры, а главное, не позволяло менее благородным дворянам проявить свои командирские качества.

В приговоре царя и боярской думы от 1550 года местничество упрощалось во время боевых походов в соответствии со следующими правилами:

  • местничество между полковыми воеводами и дворянами упразднялось, вне зависимости от благородства происхождения «боярские дети» зачислялись в полк рядовыми
  • К полковым воеводам были приписаны «легкие» и «меньшие» воеводы.
  • Все первые воеводы должны были считаться по местничеству между собой, вторые — между собой, а каждый первый воевода — со своим вторым.
  • Первый воевода одного полка не мог спорить о местах со вторым воеводой другого полка.
  • Запрет на местнические споры во время ведения боевых действий

Формирование конных сотен 1552

Начиная с 1552 года, во время третьего казанского похода Ивана Грозного, начинает проводиться роспись «детей боярских» по сотням различных полков.

Эта мера также позволила снизить количество местнических споров (кто и кем будет командовать для дворян — вопрос весьма болезненный) во время формирования небольших разведывательных или тактических отрядов, которые становились постоянными боевыми единицами в структуре походного войска. (насчитывали 100-200 человек).

Поместная конница

Таким образом, если до 1550 года государев корпус «боярских детей», состоявший из 1000-1500 бойцов, делился на 5 полков по два воеводы на каждый, то после сотенной реформы корпус подразделялся всего на три полка, каждый из которых насчитывал 200-500 воинов, а также приписанных им «сотников».

Уложение о службе 1555-1556

В рамках разработки нового земельного законодательства 1550 годов Избранная рада при Иване Грозном приняла документ «Уложение о службе», который устанавливал единый порядок службы для всех владельцев вотчин и поместий.

Было произведено перераспределение земельных наделов, за счёт изъятия земли у дворян «оскудевших службой», т.е. не предоставляющих должного количества воинов в государственное войско.

Уложение о службе — один из главных документов, определяющих направление военных реформ Ивана Грозного

  • Служба становилась наследственной и пожизненной, начиная с 15 лет.
  • Каждый землевладелец (дворянин) был обязан поставить в общегосударственное дворянское войско определенное количество воинов, в зависимости от имеющейся у него земли (1 пеший за каждые 50 га земли или 1 конный за каждые 100 га)
  • Предоставивший большее количество воинов — получет денежное вознаграждение от государя
  • Кто выставил воинов меньше нормы — обязан заплатить штраф
  • Вводились периодические военные смотры
  • Дворяне, не предоставляющие положенного количества воинов во время походов или не посещающие смотры могли быть лишены земельного надела

Реформа органов военного управления

По мере централизации Русского царства, увеличения его территорий и проводимых Избранной Радой реформ, возникла необходимость в создании дополнительных органов военного управления, специализирующихся на решении отдельных военно-инфраструктурных задач. В рамках выстраивания приказной системы, были сформированы соответствующие приказы:

Приказная система Ивана Грозного

  • Стрелецкий приказ — образован из стрелецкой избы, для выполнения функций центрального административного органа стрелецкого войска и городовых казаков (распределение денег, продовольствия и снаряжения, организация службы, прием новых членов и т.д.)
  • Пушкарский приказ — упоминается с 1570 года, создан на основе пушечного стола (органа отвечающего за артиллерию при разрядном приказе) для управления и организации производства артиллерии, оборонительных засек, литьем колоколов и др.
  • Бронный приказ — упоминается с 1573 как центральное учреждение по организации и изготовлению различных типов брони, луков и самострелов.

Царская грамота донским казакам 1570

3 января 1570 года — Иван Грозный отправил вместе с боярином И. П. Новосильцевым, направляющемся к турецкому султану, грамоту к донским казакам.

 «Послали есмя для своего дела в Азов Ивана Петровича Новосельцева и где учнет вас для нашего дела посылати или по вестем для береженья, на кои места велит вам с собою идти, и вы бы Ивана во всех наших делах слушали безо всякого ослушания, тем бы есте нам послужили, а мы вас за вашу за вашу службу жаловати хотим»

Эта дата считается официальным началом донского казачества, хотя фактически оно существовало задолго до этого.

Казаки активно участвовали в военных операциях и ранее, в 1552 году при взятии Казани, в 1556-м — при покорении Астрахани, но это были скорее временные взаимодействия царской власти и казаков, занимающих «особое» правовое положение. Несмотря на недовольство «вольностью» казачества, Иван Грозный понимал его важность для охраны границ государства и старался склонить казаков к сотрудничеству, обещая за повиновение присланном эмиссару царское вознаграждение.

Пограничный устав 1571

16 февраля 1571 года был утвержден «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе». Специальная комиссия по указу Ивана Грозного разработала правила несения пограничной службы.

Согласно данному документу, основными элементами охраны границы назывались:

  • Сторо́жа — стационарная застава, располагающаяся через каждые 30-50 километров
  • Станица — подвижная застава из 4-6 пограничников, совершающих непрерывные разъезды вдоль границы в поисках следов кочевников.

Всего предполагалось 73 сторожи, объединенных в области — «донецкие сторожи», «путивльские ближние сторожи», «сторожи из украинных городов», «мещерские сторожи» и т.д.

Чертеж городов, сторож и станичных разъездов на Степной Украине Московского государства

«Боярский приговор…» подробно описывал тактические приёмы пограничной службы, наказания за нарушение дисциплины, продолжительность пограничных разъездов, а также правила обеспечения пограничников снаряжением и предусматривал компенсацию за утраченное имущество или загнанных во время службы лошадей.

Развитие артиллерии

Иван Грозный понимал важность развития артиллерии для повышения эффективности русской армии. Уже в начале своего царствования, в 1547-1548 годах он обратился к императору Карлу V, с просьбой прислать пушечных литейщиков.

Несмотря на отчаянные старания магистров Ливонского ордена не допустить увеличения военного потенциала русских (Карла V отговорили оказывать помощь московскому царю), посредством контрабанды и тайных договоренностей в Русское царство доставлялись как специалисты-оружейники, так и само вооружение.

Обстрел Казани, 1552 год

В качестве первого значительного вклада артиллеристов в военных операциях Ивана IV стоит упомянуть штурм Казани в 1552 году, когда городские стены и оборонительная артиллерия были фактически полностью уничтожены русскими пушкарями.

Можно разделить историю артиллерийского производства времен Ивана Грозного на два этапа:

  1. 1550-1560-е гг — под руководством Каспара Гануса приглашённые германские литейщики отливают по своим технологиям орудия различных калибров и обучают русских мастеров.
  2. С 1570 начинается массовое производство «русских образцов» артиллерии. При этом организовано массовое производство пищалей с однотипными характеристиками, что позволило быстро восполнять недостаток орудий, потерянных во время боевых действий.

«Пушечные избы» (цеха по отливу пушек) были объединены в целый заводской комплекс — Пушечный двор на Неглинке. Начиная с 1570-х упоминается «Пушкарный приказ», ведомство отвечающее за организацию производства и развитие артиллерийского дела.

Вокруг артиллерии сформировались специализированные типы войск, для поддержания которых царь вводил податные льготы:

«С пушкарей и с пищальников, пищального зелья (пороха) имати государь не велел, потому что им быти самим на государевой службе».

Московская Царь-пушка мастера Андрея Чохова (1586 год)

Итоги и результаты военных реформ Ивана IV Грозного

  • Существенно увеличена численность и боеспособность русской армии
  • В результате эффективных военных действий были присоединены Казанское и Астраханское ханство, разбито войско крымских татар в битве при Молодях
  • Активное участие казаков в охране приграничных территорий было одобрено со стороны царя
  • Заложена основа профессиональной армии — созданы стрелецкие полки
  • Созданы специализированные органы военного управления
  • Повышена дисциплина в войсках
  • Разработан устав пограничной службы
  • Общая численность артиллерии в Русском царстве достигла 2000 орудий

Полный список реформ

Оцени статью – помоги проекту:

( 43 , 4,86 из 5 )
Loading…

Отключите блокировку рекламы для данного сайта или читайте Википедию

Источник: https://xn--4-7sbfx1a.xn--p1ai/%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B/%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0/

Отмена местничества 1682 г

Приказ о местничестве

Местничество – это система распределения должностей в русской царской армии и системе государственного управления Московского княжества, просуществовавшая с начала XV века до конца XVII века (1682 год).

Заключалась в том, что право занять тот или иной пост, по сути, передавалось по наследству, то есть практиковалось ограничение доступа к должностям в государственном аппарате даже для людей среднего уровня привилегированности.

Причины появления

Основные причины использования и появления данной системы на Руси:

  • Заимствование норм законодательства Великого княжества Литовского и Королевства Польского, где подобная система использовалась давно;
  • Недостаточный уровень образованности большинства населения Московского царства;
  • Миграция Рюриковичей и других бояр из удельных княжеств в Москву.

Отмена местничества

Местничество было отменено 12 января 1682 года царём Фёдором Алексеевичем в Москве по челобитию представителей служилой комиссии как система, которая негативно влияет на процедуру управления государственным аппаратом и страной в целом.

Как происходила отмена

Процедура принятия решения была довольно сложная, но всё прошло сравнительно быстро. В конце 1681 года царь созвал в Москву выборных людей от уездов для работы в 2 комиссиях:

  • Служилой;
  • Тягловой (податной).

Основной задачей первой комиссии было усовершенствование функционирования армии, но представители решили проработать некоторые другие моменты администрирования государства. Понимая, что система местничества тормозит развитие государства, решили просить государя о её отмене. Они составили челобитную и через разрядный приказ передали её на рассмотрение царю.

12 января 1682 года царь собрал выборных людей, духовенство и Думу для принятия решения. В процессе обсуждения никто не высказался особо в защиту данной системы, поэтому челобитье было удовлетворено. Практически сразу после упразднения местничества согласно воле царя сожгли разрядные книги, чтобы не было возможности по ним получать какую-либо информацию.

Основные проблемы местничества

Основные факторы и суть местнической системы была следующая:

  • Знания и таланты человека абсолютно не влияли на его возможность занять государственную должность;
  • Основные факторы для назначения на высокую должность — родовитость и знатность;
  • В случае наличия в одной и той же семье нескольких претендентов на вакантную должность учитывались такие моменты:
    • Возраст. Преимущество получала более старшая особа;
    • Проявление способностей в армии. Если кто-то из представителей конкретно очерченного количества родов был более успешен во время службы в вооружённых силах, то и на продвижение по государственной службе он мог претендовать раньше;
    • Родственники с высоким положением могли составлять протекцию для своих родных, которые ещё не трудоустроены на службе в системе государственных органов.

Информация про каждый дворянский, княжеский и боярский род фиксировалась в разрядной книге, которая передавалась из поколения в поколение. Обойти функционировавшую в ту время систему назначения на государственные должности не представлялось возможным. Внутриродовые споры, возникавшие время от времени, решались царём и сотрудниками разрядного приказа.

Причины отмены местничества

Система была застаревшей, поэтому появились крайне негативные тенденции, ставшие главными причинами отмены местничества:

  • Кровопролитные столкновения во время выяснения важности родословной между представителями разных кланов;
  • Бояре не могли работать слаженно и системно в команде;
  • Неэффективность аппарата управления государством.

Новый порядок распределения должностей

Система стала более современной. При оценке возможности продвижения гражданина по карьерной лестнице учитывались всего лишь два фактора:

  • Выслуга лет. Опыт работы всегда имеет значение, потому что сотрудник получает практические навыки.
  • Личные способности претендента. Оцениваются как во время конкурса для зачисления на работу, так и за период деятельности на более низких должностях.

Последствия реформы

Проанализировав все тенденции данного исторического отрезка, специалисты смогли выделить главные последствия важной реформы государственного управления на Руси:

  • Уменьшение роли аристократических кругов в управлении страной;
  • Важность Боярской Думы постепенно также уменьшилась. Орган прекратил свою работу при царе Петре Великом;
  • Логическим последствием реформы стало введение Петром «Табели о рангах»;
  • Постепенное разделение государственной и военной власти, что привело к усилению русской армии.

Историческое значение отмены местничества

Отставание Московского царства от западноевропейских монархий в экономическом, социальном и политическом развитии в период XV–XVII веков было очень серьёзным. Система местничества как элемент средневекового русского феодализма, крайне негативно сказывалась на темпах общего развития государства.

Значение отмены системы состоит в следующем:

  • Постепенная демократизация государственного управления;
  • Ликвидация замкнутости «касты» высших чиновников;
  • Постепенное ускорение общего развития государства;
  • Заинтересованность талантливой молодёжи в профессиональном развитии;
  • Уровень профессионализма государственного аппарата стал соответствовать требованиям времени.

Источник: https://histerl.ru/periudi_istorii/vtoraia_polovina_17_veka/unichtogenie_mestnichestva.htm

Местничество. Приницпы и ранжирование в местничестве

Приказ о местничестве

Эта статья расскажет нам о том, что такое местничество. Что это такое , как и когда возникло, в чем заключалось и как закончилось.

Что такое местничество и причины его возникновения

Месничество- особая система распределения должностей ,существовавшая в русском государстве в 15 веке.

Истоки системы местничества находятся задолго до официального употребления этого термина. По сути издавна, как в любом государстве существовала система старшинства, основанная на том кто выше, тот и прав. Кто сильнее тот и прав. Или кто родовитее тот и прав.

К примеру , Тверская летопись 1411 года о случае столкновения московских и тверских князей за право старшинство. Тверские князья во время войны великого князя Василия Дмитриевича с Витовтом пришли на помощь к москвичам. Василий Дмитриевич предпочел заключить перемирие с Витовтом. Причем сделал это без совета с тверскими князьями.

Но это было для тверских князей не самым страшным. В договорной грамоте с Витовтом он указал тверских князей ниже всех московских князей, что было страшным ударом по самолюбию тверичей. Тверские князья при этом обиделись и ушли.

При этом один из тверских князей князь Иван сказал: “сами не восхотете ,братие, помощи нашеа, приобидующе чести наше и без чести поставшие имя мое во многие земли”

Как определялась система местничества

Местническая система определяла порядок или ранжирование знатных людей в русском государстве. Кому быть выше на руководящих должностях в полках, кому сидеть ближе к государю на пиру, кому с кем служить вообще нельзя из-за потери “честишки”. Основная проблема заключалась в том, что единой системы, определяющий все это не было.

Местничество прежде всего заключалось на основании службу родни. Конечно же прежде всего считалась служба отца. Когда в местнических спорах сходилось 2 человека, каждый из них предъявлял свои права на победу. Т.

е упрощенно это могло выглядеть так, один спорщик говорит, что его отец служил воеводой большого полка, а отец другого всего лишь голова у казаков, поэтому он должен быть выше сына голова. Но гораздо чаще одной службой и честью отца не ограничивались.

Бралась в расчет служба дядей, братьев, дедов и сравнивались. Причем каждый сравнивал с той позиции, которая ему удобна.

Прием к которому прибегали очень часто, бралось некое третье лицо и даже четвертое лицо, ни к одному , ни к другому спорщику отношения не имевшие(условный князь Иван и князь Федор). И один из спорщиков говорил другому. А вот мой дядя был с князем Иваном наравне, а этот князь Иван был больше (выше) чем князь Федор. А твой предок, ниже чем значит и я должен быть выше тебя.

Ранжирование в местничестве

Попробуем определить, что считалось высокой честью, а что нет.

Прежде всего местничество определялось по родословию человека – к родословным людям он относится или нет (т.е являеется ли потомком князей или боярских родов) либо просто выходец из городовых детей боярских. Подспорьем для этого служила официальный государев родословец 16 века.

Если спорил неродословный человек с родословным, то перечеркивались все заслуги предков. Родословный человек побеждал в споре.

Примером может служить дело Фустова и князя Борятинского когда Борятинскому признали правым несмотря на то, что предки Фустова занимали более высокие должности.

Итак, едем дальше. Любые упоминания в разрядных книгах, перебивали их отсутствие. При наличии предков в одним и тех же чинах и на одинаковых позициях прибегали в вышеупомянутому методу привлечения дополнительных лиц для сравнения.

Фрагмент метнического дела И.В. Благого и И.Ф. Шаховского в котором первый пытается доказать. что благие люди родословные и пошли от Смоленских Всеволожей

Отдельным моментов можно назвать попытку оппонента доказать худородство, прежде всего из числа послужильцев, боярских слуг. После завоевания Москвы Новгородом в конце 15 века все новгородское боярство было выслано в центральные уезды. А на их место направлены были дворяне из центральных уездов.

Но место было так много, что дворян не хватало. В итоге стали освобождать боевых холопов московских бояр и наделять их землей. В результате чего те становились помещиками. Уже к середине 16 века эти новоявленные помещики мало ничем не отличались от остальных дворян.

Прежде всего таких помещиков селили в малонаселенной Водской пятине. Списки таких помещиков заносились в так называемую “Поганую книгу”. Служилые люди используя местничество активно пользовались книгой в своих спорах.

Нахождение предков в “Поганой книге” могло перечеркнуть все успехи и карьерные достижения предков при местническом споре.

Уничтожение системы местничества и ее оценка

Система местничества была уничтожена в 1682 году, как пережиток прошлого. Большинство историков негативно оценивают местническую систему. При такой системе все решали исключительно заслуги предков. Личные качества и умения самого человека отходили на второй план.

Поэтому способным и талантливым людям было очень сложно пробиться наверх и сделать карьеру. Однако есть и другая точка зрения.

Историк Дмитрий Володихин не отрицая негативных моментов , связанных с местничеством, говорит, однако, что оно способствовало хотя бы частично регламентировать взаимодействие между служилимы людьми и позволило избежать большого количества потенциальных усобиц.

Если Ваши предки были участниками местнической системы или просто представителями дворянских родов и Вы хотели бы узнать о них побольше, о их служебном положении, карьере, землевладении, родственных связях, оставьте заявку, и я смогу Вам помочь. РАБОТАЮ ТОЛЬКО ЗА ГАРАНТИРОВАННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. НЕТ РЕЗУЛЬТАТА – НЕТ ОПЛАТЫ. Заявка здесь.

Пример того, что можно узнать о Ваших предках – дворянах можно узнать на сайте , посвященном истории моей семьи.

Если же вы хотите заниматься исследованиями сами, но не знаете с чего начать, запишитесь на консультацию на которой я подробно отвечу на все имеющиеся у Вас вопросы. Стоимость консультации – 1000 рублей. Стоимость составления плана исследований непосредственно под Вас – 3000 рублей. Заявку тоже можно оставить здесь

Источник: https://dompredkov.ru/mestnichestvo/

Вопросы адвокату
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: