Ответственность при нарушении 223 ФЗ

Содержание
  1. Ответственность за нарушение закона 223 фз 2020 г
  2. 1. Ответственность за нарушение 223-ФЗ: основные виды
  3. 2. Наиболее распространенные нарушения 223-ФЗ
  4.  3. Степень и размер ответственности за нарушения 223-ФЗ
  5. Виды ответственности и штрафов по 223-ФЗ
  6. Порядок наложения штрафов
  7. Таблица штрафов
  8. Признаки мошенничества в закупках по 223‑ФЗ
  9. Типичные нарушения по 223-ФЗ
  10. Закупка без тендера
  11. Закупка у аффилированных лиц
  12. Мошенничество с НМЦК
  13. Необоснованное увеличение цены заключенного договора
  14. Хищение средств при невыполненных работах
  15. Ремонт несуществующих объектов
  16. Мошенничество на электронных площадках по 223-ФЗ
  17. Блокирование участников электронных аукционов программно-аппаратными средствами электронной площадки
  18. Некорректное ведение счетов участников электронного аукциона
  19. Некорректная информация на электронной площадке
  20. Участник не может подключиться к электронной площадке
  21. В каких случаях можно столкнуться с мошенничеством?
  22. Что делать, если вас обманули?
  23. Ответственность сторон в договоре при закупке по Закону N 223-ФЗ
  24. Какие условия об ответственности включить в договор
  25. Какую неустойку предусмотреть для сторон
  26. Как установить в договоре условия о пене
  27. Как установить в договоре условия о штрафах
  28. Как предусмотреть возмещение убытков
  29. Административная ответственность за нарушение Федерального закона №223-ФЗ: размеры штрафов по КоАП РФ и последствия
  30. Какие виды ответственности за нарушения предусмотрены Федеральным законом №223-ФЗ?
  31. Внутренние меры ответственности заказчика к сотруднику
  32. Меры административной ответственности
  33. Последствия нарушения законодательства при заключении договоров и контрактов
  34. Ответственность за нарушение 223-ФЗ: суммы штрафов по КоАП РФ, последствия за дробление закупок
  35. Понятие и виды ответственности по 223-ФЗ
  36. Последствия заключения договора с нарушениями
  37. Административные штрафы
  38. Дробление закупок
  39. Дисциплинарные взыскания
  40. Уголовная ответственность

Ответственность за нарушение закона 223 фз 2020 г

Ответственность при нарушении 223 ФЗ

1. Ответственность за нарушение 223-ФЗ: основные виды
2. Наиболее распространенные нарушения 223-ФЗ
3.Степень и размер ответственности за нарушения 223 -ФЗ

      Мы уже писали о коррупционных схемах в сфере закупок, а также схемах мошенничества и обмана поставщиков. Эта статья посвящена видам ответственности за нарушения закона 223-ФЗ. 

Административная ответственность за нарушение Федерального закона 223-ФЗ колеблется в диапазоне от 3 до 500 тысяч рублей. Все зависит от того, кого и за что штрафуют. Здесь стоит разобраться тщательнее.

1. Ответственность за нарушение 223-ФЗ: основные виды

Как сказал один мой знакомый, возглавлявший отдел по борьбе с экономической преступностью, был бы человек хороший, а статью для него найдём… Заказчика за нарушения законодательства могут привлечь к дисциплинарной, административной, гражданской, а с недавних пор еще и к уголовной ответственности (при наличии доказательств взяточничества, вымогательства, ограничения конкуренции и других видов коррупционной деятельности).

Хотя напрямую уголовная ответственность за правонарушения в сфере тендеров по 223-ФЗ не прописана, но тем не менее в УК РФ есть статья 178 У «Ограничение конкуренции» или ч.

5, 6 статьи 204 за взяточничество, предусматривающие максимальный штраф до миллиона рублей с лишением права занимать определенные должности и работать в определенной области до трех лет, либо тюремное заключение сроком от трех месяцев до пяти лет.

Дисциплинарная ответственность за нарушение трудового законодательства по 223-ФЗ применяется к ответственным лицам, совершившими должностное преступление, связанное с несоблюдением норм внутренних подзаконных актов предприятия-заказчика о закупках.

Гражданско-правовая ответственность в форме компенсации за причиненный ущерб применяется к недобросовестному заказчику, нарушившему статьи ГК РФ, причинив убытки в результате намеренных нарушений процедуры торгов и создав преимущественные условия по предварительному сговору с поставщиком.

Заказчики, осуществлявшие тендеры по 223-ФЗ и не набравшие нормативный объем закупок у СМП, должны размещать заказы до конца года, следующего за отчетным, согласно Закону о контрактной системе.

Также и включение нарушивших контрактные условия поставщиков и подрядчиков в Реестр недобросовестных поставщиков можно рассматривать как современный аналог гражданской казни, принятой в Российской империи как символическое лишение человека гражданского права и достоинства.

Административная ответственность за нарушение 223-ФЗ определяется КоАП РФ.

В этом случае штраф за правонарушения колеблется в диапазоне от 2 до 50 000 рублей для должностных лиц, и от пяти до пятисот тысяч рублей для юридических лиц.

В частности, если процедура торгов, которая должна была быть проведена в электронной форме, а на практике осуществилась иначе, организатор подобных торгов может получить штраф, либо ограничение в правах сроком до года.

2. Наиболее распространенные нарушения 223-ФЗ

 связаны с:

1) нарушением сроков публикации сведений в ЕИС;

2) неправильным оформлением закупочной документации;

3) намеренными нарушениями правил проведения процедуры закупки.

Для обеспечения объективного подхода к правонарушениям в сфере закупок по 223-ФЗ Счетной палатой России был создан Классификатор нарушений, определяемых в процессе внутренних и внешних проверок, состоящий из 55 номинаций.

Таким образом административные правонарушения 223-ФЗ были поделены на 3 группировки.

1) Нарушение регламента закупки, обычно это проведение торгов по регламенту 44-ФЗ, а не 223-ФЗ, либо проведение торгов оффлайн, хотя по нормативам они должны были пройти в электронной форме.

2) Нарушение правил и сроков публикации сведений о закупке в ЕИС.

3) Неправомочные действия, допущенные по отношению к поставщикам и тендерной документации. Сюда же отнесли игнорирование предписаний контролирующих органов по устранению правонарушений.

Хотите гарантированно побеждать в тендерах?

         Отправьте запрос и получите в распоряжение целый штат экспертов с оплатой за результат!

Выиграть в тендере

 3. Степень и размер ответственности за нарушения 223-ФЗ

 определяются следующими обстоятельствами:

1) Кто выступает в качестве ответчика – организация или конкретный человек как физическое лицо;

2) Личность ответчика, его имущественный уровень;

3) Умышленный или непредумышленный характер правонарушения.

Соответственно, сопутствующие правонарушению факты и обстоятельства могут быть признаны смягчающими, или наоборот, отягчающими факторами.

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства.

Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера.

Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Обратно к списку

Источник: https://cpp-group.ru/baza-znaniy-smp/poleznye-stati-i-sovety/otvetstvennost-za-narushenie-zakona-223-fz-/

Виды ответственности и штрафов по 223-ФЗ

Ответственность при нарушении 223 ФЗ

Контрагент, совершивший нарушения в сфере организации и проведения закупочной деятельности, а также при исполнении контракта может быть привлечён к следующим видам ответственности:

  1. Дисциплинарная — определяемая внутренними нормативно-правовыми актами и регламентами организации, а также ТК РФ.
  2. Административная — устанавливаемая КоАП РФ.
  3. Уголовная — определяемая УК РФ за преступления в сфере закупок, повлёкшие существенное нарушение прав и охраняемых законом интересов, а также правомерного порядка осуществления торгов.
  4. Гражданская — является предметом регулирования ГК РФ и связана с возмещением убытков, понесённых из-за неправомерных действий заказчика.

К одному лицу могут применяться разные виды ответственности, поскольку каждый из них охватывает разные стороны общественных отношений.

  1. Дисциплинарная ответственность имеет наиболее мягкие санкции — штраф, дисциплинарное взыскание, выговор. Такие меры принимаются по отношению к должностным лицам, нарушившим локальные акты, регулирующие деятельность организации на всех этапах торгов, обязанности конкретных лиц и их ответственность за нарушение установленных правил.
  2. Административная ответственность по 223-ФЗ может быть возложена как на должностное лицо, так и непосредственно на юридическое лицо. Основным видом наказания в данном случае является штраф, но в некоторых случаях возможно также отстранение лица от осуществляемой им деятельности на определённый срок.
  3. Санкции уголовного характера для закупок по 223-ФЗ законом прямо не предусмотрены, однако, наступление уголовной ответственности всё же возможно в том случае, если действия должностных лиц организации в процессе закупки образуют состав преступления. Наиболее распространённые составы — это ст. 204 УК и ст. 178 УК. В качестве наказания может применяться как штраф, так и лишение свободы. К основному наказанию добавляется дополнительное — лишение права заниматься определённой деятельностью на установленный судом срок, что также применятся и для административных санкций.
  4. Применение мер гражданской ответственности необходимо для возврата пострадавшей стороне упущенной выгоды, а также иных понесённых убытков или пеней, начисленных в связи с несвоевременной оплатой по контракту или оплатой штрафа по нему.

Существует также отдельная мера ответственности, не относящаяся к рассмотренным видам — включение в РНП.

Порядок наложения штрафов

Наложение штрафа по 223-ФЗ чаще всего связано с возложением на одну из сторон закупки административной ответственности.

Такая санкция применима и в случае уголовного наказания, однако имеет другую природу и куда менее распространена.

Наложение административного штрафа происходит в несколько шагов:

  1. Территориальными органами Федеральной Антимонопольной Службы проводится плановая или внеплановая проверка, при осуществлении которой в действиях лица обнаруживаются признаки совершения административного правонарушения.
  2. Контролирующими органами выносится решение о привлечении лица к ответственности по одной из статей КоАП РФ.
  3. При несогласии лица с принятым решением, оно может быть оспорено. При отказе от процедуры обжалования наступает этап исполнения административной санкции.

К такому виду ответственности чаще всего привлекаются должностные лица организации, но при их отсутствии штраф может быть возложен непосредственно на юридическое лицо в большем размере.

Срок давности административных правонарушений в сфере закупочной деятельности по общему правилу составляет один год с момента совершения деяния или, в случае, если правонарушение является длящимся — с момента его обнаружения. По истечении этого срока привлечь лицо к ответственности не получится.

Таблица штрафов

Ниже представлены назначаемые в соответствии с КоАП РФ штрафы и их виды.

1. Связанные с процессом проведения закупки:

СтатьяСоставШтраф для должностного лица (руб.)Штраф для юридического лица (руб.)
ч. 1 ст. 7.32.3Проведение закупки не в электронной форме в тех случаях, когда такая форма обязательна10.000–30.000100.000–300.000
ч. 2 ст. 7.32.3 Осуществление деяния ч.1 указанной статьи должностным лицом, ранее подвергнутым наказанию за аналогичное правонарушение не менее двух раз40.000–50.000 рублей, либо отстранение от должности на срок от шести до двенадцати месяцев.
ч. 3 ст. 7.32.3 Проведение государственной закупки по 223-ФЗ

Источник: https://tendr.guru/223fz/otvetstvennost-po-223-fz

Признаки мошенничества в закупках по 223‑ФЗ

Ответственность при нарушении 223 ФЗ

Когда 223-ФЗ только вступил в силу, поставщики не знали, как и в каких случаях подавать жалобы в ФАС, и закрывали глаза на незаконные действия заказчика. В отличие от ст. 105 Закона № 44-ФЗ, в 223-ФЗ не прописывается, как формулировать жалобу и на что жаловаться. Нужно пользоваться алгоритмом подачи жалобы из антимонопольного Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

Полезно изучить уже осуществленные закупки в ЕИС: как проводилась закупка, какая поступила жалоба, какое решение было принято ФАС, было ли арбитражное рассмотрение дела.

Типичные нарушения по 223-ФЗ

  • План закупок не размещается на сайте zakupki.gov или размещается не вовремя

Например, заказчик может в один и тот же день разместить план и провести закупку, и поставщики не успеют с ней ознакомиться.

  • Многочисленны случаи закупки у единственного поставщика с нарушением закона

Многие заказчики в своем положении о закупках разрешили себе проводить огромное количество закупок у единственного поставщика. В особенности это касается отраслевых корпораций, которые проводят закупки на сотни миллионов рублей у единственного поставщика.

  • Не всегда проводится расчет и обоснование начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК)

В закупках по 44-ФЗ обязательно нужно рассчитывать и обосновывать НМЦК (Приказ Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567). 223-ФЗ не обязывает это делать, и некоторые заказчики ставят начальную цену в 2-3 раза выше рыночной.

  • Нарушения комиссии по закупкам при определении победителя, незаконный отказ в допуске к участию и необоснованное отклонение заявок

Комиссия либо допускает заявку, которую требуется отклонить, либо отклоняет верную заявку, которую отклонять не нужно. Это очень распространенное нарушение в рамках 223-ФЗ. Здесь случаются «несостоявшиеся заявки», когда заявки всех участников, кроме одного, отклоняются, он допускается до торгов и с ним по максимальной цене заключается договор.

  • Ограничение конкуренции в конкурсных документах

Могут запрашиваться дополнительные документы и лицензии. ФАС считает это нарушением.

  • Заказчик устанавливает нереалистичные сроки выполнения работ или поставки товара

Заказчик может указать срок в два дня для поставки товара из Европы или попросить выполнить за 20 дней работу, которую возможно выполнить только за 180 дней. Здесь ФАС также часто встает на сторону поставщиков.

  • Ассортимент поставляемых товаров расширяется, и цена договора увеличивается
  • Заказчик не налагает штраф и не расторгает контракт даже в случае необходимости

В закупке указываются нереалистичные сроки с обязательным условием о расторжении контракта, честные компании не участвуют в закупке. Компания-победитель нарушает условия, но заказчик не соблюдает условия договора — не расторгает контракт и не налагает штраф.

Закупка без тендера

Большое количество закупок по 223-ФЗ проводится у единственного поставщика. Для этого в ЕИС в положении о закупках многих заказчиков может использоваться формулировка «приглашение к сотрудничеству».

Прокуратура в арбитражном суде часто признает такую закупку недействительной, а договор ничтожным — деньги возвращаются заказчику, товар — поставщику.

Также заказчик, чтобы уйти от процедуры определения поставщика, может передать свои функции предприятиям, которые не попадают ни под 44-ФЗ, ни под 223-ФЗ.

Например, автономным некоммерческим организациям (АНО) часто функции заказчика и деньги передают муниципалитеты или федеральные заказчики. АНО регулируются только Гражданским кодексом, в котором уточняется, что закупки должны проводиться на конкурсной основе, но не регулируются сроки или протоколы. Именно поэтому АНО могут проводить закупки как захотят.

Закупка у аффилированных лиц

На сайте Генпрокуратуры есть множество примеров того, когда госзаказчик проводит процедуру и заключает договор с учреждением, в котором директор организации заказчика — ближайший родственник заказчика. Это нарушает 135-ФЗ, чаще всего договор признается ничтожным, поставщик возвращает деньги, а заказчик — товар.

Примеры таких нарушений:

  • Межрайонная прокуратора в Ярославской области обнаружила конфликт интересов при определении поставщика и заключении договора между матерью и сыном.
  • Прокурор в Челябинской области обнаружил договор на поставку продуктов питания между двумя братьями и их отцом.

Мошенничество с НМЦК

В 223-ФЗ нет четкого алгоритма установления начальной цены контракта, в отличие от 44-ФЗ (Приказ Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567 указывает, как формировать НМЦК).

Заказчик может указать цену намного ниже рыночной стоимости оборудования, добросовестные поставщики не будут участвовать в закупке, и заказчик сможет подписать контракт с нужным ему поставщиком.

В соответствии с положением о закупке, заказчик может увеличить стоимость договора или количество товара на 30 %. Так поставщик с помощью ухищрений заказчика может получить нужную ему очень низкую или очень высокую цену.

Необоснованное увеличение цены заключенного договора

Заказчик в положении о закупке увеличивает сумму договора на 10-30 %, но не увеличивает количество товара. Либо он может увеличить количество другого товара — не того товара, который был указан в описании закупки.

Это нарушение конкуренции и неравные условия для всех участников закупки, потому что только одна компания владеет нужной информацией. Если бы другой поставщик знал, что с ним заказчик увеличит договор на 30 % и попросит дополнительно поставить другой товар, он бы тоже мог согласиться на эти условия.

Хищение средств при невыполненных работах

Чаще всего деньги похищают, когда оплачиваются товар или услуга, которые не были поставлены/выполнены, хотя должностные лица оформили акты выполненных работ.

На основании подписанной накладной или акта выполненных работ происходит оплата. Поставщик может задержать товар и попросить подписать документы и оплатить его, чтобы не накладывались штрафные санкции. После подписания актов или накладных товар могут вообще не поставить/работы могут не выполняться.

Ремонт несуществующих объектов

Руководитель предприятия закладывает в бюджет ремонт несуществующего объекта. Он есть в документах у заказчика, но на самом деле его снесли или его никогда не существовало.

Например, в одной из республик директор хозяйственно-транспортного комплекса утвердил план ремонтно-строительных работ, заложил в бюджет расходы и заключил контракт на реконструкцию несуществующего гостевого дома на сумму более 13 млн руб. В отношении директора было возбуждено уголовное дело.

Противостояние между заказчиком и поставщиком не должно выходить за рамки Уголовного кодекса. За нарушение 223-ФЗ и 135-ФЗ нарушители могут столкнуться со штрафами.

Пример: заказчик совершил закупку у аффилированного лица и сказал, что не сможет выплатить административный штраф в 50 000 руб., потому что у него низкие доходы и он не знал об этом законе. Но незнание закона не освобождает от ответственности.

Мошенничество на электронных площадках по 223-ФЗ

Подозрительно, когда участник электронного аукциона на ЭТП не может:

  • пройти аккредитацию;
  • подать предложение о цене контракта;
  • войти в закрытую часть ЭТП;
  • подать заявку на участие в электронном аукционе;
  • опубликовать и направить необходимые документы;
  • подать запрос на разъяснение положений документации.

Если в рамках 44-ФЗ закупки ведутся только на восьми площадках и их работа довольно прозрачна, то в рамках 223-ФЗ площадок намного больше, и участники часто сталкиваются с мошенничеством.

Полезно регистрировать все свои действия на электронных площадках, чтобы упростить подачу жалобы и доказать свою правоту. Так ФАС проще рассмотреть дело.

Наиболее частые случаи мошенничества на электронных площадках:

  • площадки за высокую цену выдают ключи к электронной площадке;
  • участник получил ключ, но не может пройти аккредитацию;
  • в тот момент, когда нужно подать предложение, кнопка подачи предложений неактивна;
  • победитель закупки не может войти в личный кабинет и подписать контракт;
  • поставщик не может прикрепить документы и подать заявку;
  • площадка не позволяет запрашивать разъяснение положений документации, когда заказчик вывешивает ТЗ с нечеткими фотографиями/непонятными шрифтами;
  • договор не прикрепляется либо прикрепляется, но позже заказчик говорит, что не получил договор;
  • кнопка входа в личный кабинет неактивна;
  • деньги не поступают на виртуальный счет либо поступают позже и не в том объеме;
  • все документы прикреплены, но позже заказчик говорит, что какого-то документа не хватает;
  • во время электронного аукциона поставщик подает ценовое предложение в 100 руб., а отображается 120 руб.;
  • победителю приходит протокол, но на следующий день он отменяется.

Обучение и экспертная поддержка в сфере закупок. Повышайте квалификацию и получайте ответы экспертов.

Узнать больше

Вызывают вопросы такие признаки, как изменение любых данных, документов и сведений на электронной площадке, а также ситуации, когда заказчики, оператор электронной площадки или участники аукциона не направляют документы и сведения, предусмотренные законом.

Блокирование участников электронных аукционов программно-аппаратными средствами электронной площадки

В том числе не исключено отключение определенного функционала для участника электронного аукциона электронной площадкой. Это означает, что поставщик не может подписать контракт или подать предложение. Например, поставщик победил в аукционе, заказчик отправил договор с неправильной ценой или спецификацией, но поставщик не может подать протокол разногласий.

Некорректное ведение счетов участников электронного аукциона

Здесь возможны в том числе открытие счета, блокировка средств, зачисление средств на счет. В рамках 44-ФЗ деньги поступают на площадку в тот же день или на следующий, на некоторых площадках, работающих по 223-ФЗ, могут не поступить к моменту подачи заявок.

Некорректная информация на электронной площадке

Такие признаки можно распознать в ситуации, когда:

  • происходит некорректное отображение подачи предложения;
  • обозначено несвоевременное начало и окончание электронного аукциона (в документах указано, что он проводится в определенное время, а на самом деле — на час раньше; площадки могут ссылаться на разницу в часовых поясах);
  • опубликован некорректный протокол;
  • представлены документы и сведения с нарушением сроков, предусмотренных законодательством РФ (положение о закупке предполагает, что протокол нужно вывешивать в течение 3-х дней после проведения закупки, но иногда эту «операцию» затягивают на несколько месяцев. На такое поведение можно сразу жаловаться в ФАС).

Участник не может подключиться к электронной площадке

Подозрительно, когда все участники, кроме одного, не могут подключиться к электронной площадке в тот момент, когда начался аукцион. Неудивительно, что тот единственный участник подает ценовое предложение и становится победителем.

В каких случаях можно столкнуться с мошенничеством?

Статус бюджетных компаний проверяют тщательнее. Компании, которые размещают закупки по 44-ФЗ, получают электронную подпись в Федеральном казначействе, регистрируются как заказчики на ЕИС и размещают положение о закупках.

Поставщиков могут обмануть компании, которые организуют коммерческие торги или закупки по 223-ФЗ.

Как действуют мошенники:

  • Регистрируются как заказчик по 223-ФЗ на ЕИС и публикуют положение о закупках.
  • Объявляют одну или несколько закупок на крупные суммы и устанавливают максимально высокое обеспечение заявки.
  • Исчезают, как только поставщики переводят деньги на счет.

Что делать, если вас обманули?

Если заказчик не выходит на связь, нужно обратиться в ФАС. Они рассмотрят жалобу и вынесут решение в течение 7 рабочих дней.

Как вычислить мошенника:

  1. Найти информацию о заказчике в ЕИС.
  2. Проверить жалобы в ФАС от других участников.
  3. Расспросить поставщиков, которые раньше работали с этим мошенником.
  4. Проверить, есть ли арбитражные дела по этой организации.
  5. Проверить все торги, в которых компания участвовала как заказчик и поставщик.
  6. Проверить черный список заказчиков-мошенников.

Все это можно сделать с помощью программы Контур.Фокус. Рассмотрим на примере, какую информацию можно узнать с помощью инструментария программы о фирмах-мошенниках. 

Например, берем компанию «Водоочистные сооружения № 3». Благодаря Контур.Фокусу узнаем, что:

  • организация зарегистрирована 2 августа 2016 года, но уже в ноябре объявила 12 закупок на общую сумму в 13 млн руб.;
  • компания была исключена из ЕГРЮЛ в одностороннем порядке; 
  • у компании стоит отметка налоговой о недостоверности сведений (черная метка ФНС);
  • компания не вернула поставщикам обеспечение заявки в 5 % от НМЦК. 

Источник: https://kontur.ru/articles/5617

Ответственность сторон в договоре при закупке по Закону N 223-ФЗ

Ответственность при нарушении 223 ФЗ

В договоре вы можете предусмотреть, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств можно потребовать уплаты неустойки в виде штрафа или пени, а также и возмещения убытков.

При составлении проекта договора руководствуйтесь вашим положением о закупке и общими положениями ГК РФ об ответственности. Определите в договоре, когда и какая ответственность наступает, а также порядок расчета санкций.

Какие условия об ответственности включить в договор

Прежде всего проверьте, какие указания на этот счет содержит ваше положение о закупке. Если положением установлены правила определения неустойки и возмещения убытков, руководствуйтесь ими.

Если в положении этот вопрос не урегулирован, вы ограничены только Гражданским кодексом.

Однако, чтобы не задаваться этим вопросом при каждой закупке, рекомендуем все же предусмотреть условия об ответственности в положении о закупке.

В нем можно предусмотреть правила определения неустойки в зависимости от оснований ее взимания, предельные размеры и порядок ее расчета для обеих сторон, а также случаи, когда стороны вправе требовать возмещения убытков.

В любом случае, чтобы обеспечить исполнение сторонами обязательств по договору, предусмотрите в нем:

• основания для взыскания неустойки и возмещения убытков;

• порядок определения размера неустойки и состава убытков;

• основания освобождения от ответственности. Вы можете предусмотреть, например, что сторона не привлекается к ответственности, если нарушение договора допущено вследствие форс-мажора или по вине другой стороны.

Пример формулировкиСторона освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по Договору, если оно допущено:• вследствие обстоятельств непреодолимой силы, которые стороны не могли предвидеть или предотвратить и которые возникли после заключения Договора в результате чрезвычайных ситуаций, таких как: наводнение, пожар, землетрясение и другие природные явления, а также война, военные действия, блокада, запретительные действия властей и акты государственных органов;• по вине другой стороны.

Какую неустойку предусмотреть для сторон

За длящиеся нарушения, например, за просрочку исполнения обязательств, удобнее всего установить ответственность в виде пени, которая начисляется за каждый день такой просрочки. Иные нарушения, которые не носят длящегося характера, как правило, являются основанием для наложения штрафа.

Также вы вправе установить в проекте договора неустойку в виде одновременно штрафа и пени за одно и то же нарушение. Например, в случае просрочки поставки товара следует штраф за факт неисполнения обязательства по поставке, а также начисляется пеня за каждый день просрочки.

Как установить в договоре условия о пене

Для этого определите:

1) основания начисления пени. Как правило, это просрочки по основным обязательствам сторон – по поставке товара (выполнению работ, оказанию услуг) для поставщика и по приемке и оплате результатов исполнения – для заказчика. Но пеню можно предусмотреть и для других случаев просрочки, например для несвоевременного предоставления исходной документации;

2) размер пени. Он может быть выражен как в процентах, так и в конкретной сумме.

Пример условий договора о размере пени в виде конкретной суммы В случае нарушения срока поставки товара Поставщик уплачивает Заказчику пеню в размере 10 000 (десяти тысяч) руб. за каждый день просрочки. В случае просрочки оплаты поставленного и принятого товара Заказчик уплачивает Поставщику пеню в размере 5 000 (пяти тысяч) руб. за каждый день просрочки.

Если вы рассчитываете пеню в процентах, важно использовать процент от суммы, пропорциональной именно неисполненным обязательствам. Условия о расчете пени от общей цены договора, при условии что часть обязательств по нему выполнена, суды могут посчитать заведомо невыгодными для поставщика и снизить неустойку ;

Пример условий договора о размере пени в виде процентов Пени начисляются: Поставщику – в размере 1/300 (одной трехсотой) действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Банка России от цены Договора, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, фактически исполненных Поставщиком и принятых Заказчиком, за каждый день просрочки исполнения обязательств по поставке товара; Заказчику – в размере 1/300 (одной трехсотой) действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Банка России от суммы, не уплаченной в срок, за каждый день просрочки.

3) порядок определения периода просрочки. Чаще всего он определяется в днях и начинает течь со дня, следующего за днем, когда срок исполнения обязательства истек. Учтите, что день фактического исполнения нарушенного обязательства вы также можете включить в период просрочки (п. 65 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7).

Пример формулировки Пени начисляются сторонам за период со дня, следующего за днем истечения установленного Договором срока исполнения обязательства, заканчивая днем его фактического исполнения.

Как установить в договоре условия о штрафах

Для того чтобы применять штрафы в качестве ответственности за неисполнение договора, предусмотрите в договоре:

1) основания взимания штрафа. Это могут быть любые нарушения обеих сторон, как правило, за исключением просрочки исполнения.

Со стороны поставщика это могут быть поставка некачественного или некомплектного товара, привлечение субподрядчика при запрете на это и т.д.

Со стороны заказчика примерами нарушений, за которые взимается штраф, могут служить непредставление исходной документации или доступа на объект, нарушение порядка приемки и т.д.;

2) размер штрафа. Он может быть одинаковым для всех нарушений или различаться в зависимости от степени их влияния на конечное исполнение договора. Штраф может быть установлен в виде конкретной денежной суммы или в процентах от цены договора или обязательства, исполненного с нарушением.

Пример условия договора о размере штрафа За поставку некачественного и (или) некомплектного товара Заказчик, помимо требования о замене и доукомплектовании товара, вправе требовать от Поставщика уплаты штрафа в размере 3 (трех) процентов от стоимости такого товара. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения стороной иных обязательств, предусмотренных Договором, другая сторона вправе требовать уплаты штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) руб.

Если вы хотите предусмотреть разные штрафы за неисполнение и ненадлежащее исполнение договора, обязательно включите в проект договора указание на то, какая ситуация будет считаться неисполнением, а какая – ненадлежащим исполнением.

Как правило, если сторона не исполнила свои обязательства хотя бы в части, договор считается не исполненным ею.

Если же стороной были совершены какие-то действия (например, поставлена часть товара или некачественный товар), такое исполнение будет считаться ненадлежащим.

Пример условий о неисполнении и ненадлежащем исполнении договора Утрата или повреждение товара, подлежащего поставке по Договору, до момента приемки Заказчиком является неисполнением со стороны Поставщика. Передача товара в отсутствие необходимой технической документации и принадлежностей является ненадлежащим исполнением со стороны Поставщика.

Как предусмотреть возмещение убытков

По общему правилу не исполнившая обязательство сторона договора должна возместить контрагенту понесенные таким неисполнением убытки (п. 1 ст. 393 ГК РФ). Поэтому в договоре достаточно указать:

• какие именно убытки подлежат возмещению. Вы можете предусмотреть возмещение как реального ущерба, так и упущенной выгоды, или указать, что упущенная выгода возмещению не подлежит;

• как возмещение убытков соотносится с неустойкой. По общему правилу сторона вправе требовать убытков в части, не покрытой неустойкой. Если вы хотите получить возмещение убытков в полном объеме сверх неустойки, обязательно укажите об этом в договоре (п. 1 ст. 394 ГК РФ).

Пример формулировки В случае нарушения сроков выполнения работ Подрядчик уплачивает Заказчику пеню в размере 0,1% от стоимости невыполненных работ за каждый день просрочки. Сверх неустойки Исполнитель обязан возместить Заказчику все понесенные такой просрочкой убытки.

Если вы наоборот хотите ограничить возмещение убытков, можете включить в проект договора условие о том, что убытки возмещаются в размере, который не превышает определенной договором суммы.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d8c49a48600e100b1669360/otvetstvennost-storon-v-dogovore-pri-zakupke-po-zakonu-n-223fz-5eccbe018ab85d61ea0a2563

Административная ответственность за нарушение Федерального закона №223-ФЗ: размеры штрафов по КоАП РФ и последствия

Ответственность при нарушении 223 ФЗ

Действующая в настоящее время система государственных закупок, которая функционирует на основании целого ряда федеральных нормативных актов, подвергается постоянному реформированию.

Обусловлено это тем, что вся эта система направлена на то, чтобы вся система закупок стала максимально прозрачной.

Именно для этого разработана целая система мер ответственности, которые применяются к должностным лицам и юридическим лицам, допускающим такие нарушения.

Не являются исключением и случаи нарушения правил проведения закупочных процедур, которые предусмотрены положениями Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц».

Какие виды ответственности за нарушения предусмотрены Федеральным законом №223-ФЗ?

В настоящее время порядок привлечения к ответственности самих заказчиков и их должностных лиц в случае выявления нарушений при осуществлении закупок происходит с помощью различных механизмов, которые предусматриваются в различных видах законодательства.

Сложившаяся практика правоприменения различных мер ответственности за допущенные при проведении государственных и муниципальных закупок нарушения говорит о том, что чаще всего в отношении должностных лиц заказчика, которые такие нарушения допустили, применяются следующие меры привлечения к ответственности:

  • дисциплинарная (которая применяется на основании соответствующих положений Трудового Кодекса Российской Федерации и заключенного в соответствии с его положениями трудового договора между организацией и нанятым ею сотрудником);
  • административная ответственность (которая применяется в случае, если были совершены существенные нарушения действующего законодательства, которые повлекли за собой значительный ущерб бюджету государства, либо закупки были осуществлены с использованием своего служебного положения должностными лицами строго в своих интересах);
  • уголовная ответственность (применение таких мер ответственности осуществляется в тех случаях, когда осуществленные закупки не только нанесли существенный ущерб государству, в том числе экономический ущерб, но также такие нарушения были совершены должностным лицом при понимании того, каким образом он совершает действия и при полном осознании того, что его действия несут угрозу экономической безопасности государства).

Назначение дисциплинарной и уголовной ответственности всегда осуществляется только в отношении физических лиц, которые занимают должности, ответственные за осуществление закупок у конкретного государственного или муниципального заказчика. К административной ответственности привлекается также и юридическое лицо, то есть сам заказчик, если руководитель его мог предотвратить совершение нарушения, но не сделал этого.

Внутренние меры ответственности заказчика к сотруднику

При приеме на должность контрактного управляющего или специалиста по закупкам заказчик должен обозначить перед принимаемым лицом, какие обязанности на него возлагаются.

Вся подробная информация отражается в рамках специально создаваемой для каждой конкретной должности должностной инструкции.

В ее рамках отражается информация о том, какие обязанности возлагаются на конкретного сотрудника, а также какими правами он наделяется.

Что же касается мер дисциплинарной ответственности, которые могут быть наложены на такое должностное лицо за нарушение зафиксированных прав и обязанностей, то они фиксируются в рамках заключаемого с нанимаемым сотрудником трудового договора. Другим местом юридической фиксации возможных мер дисциплинарной ответственности, которые будут применены к провинившемуся сотруднику, становится коллективный трудовой договор или коллективное соглашение.

Определенные в рамках таких документов меры ответственности выглядят следующим образом:

  • штрафные санкции, применяемые в рамках Трудового Кодекса Российской Федерации (например, депремирование работника);
  • наложение других видов дисциплинарных взысканий вплоть до увольнения за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных служебных обязанностей.

Выбор того или иного вида дисциплинарного взыскания должно быть осуществлено только по результатам проведения специальной оценки допущенного нарушения.

Меры административной ответственности

Меры административной ответственности, налагаемые на то или иное должностное лицо, а также на юридические лица, назначаются только контролирующими органами в сфере закупок либо по решению суда.

В основу расчета того или иного административного взыскания ложится обязательное изучение допущенного нарушения, а также степень причиненного ущерба государству при совершении того или иного правонарушения.

Вид нарушенияРазмеры штрафных санкций для должностных и юридических лиц
Проведение закупки в иной форме, нежели предусмотренная законом электронная форма (ст. 7.32.3, часть 1 КоАП РФ)Для должностных лиц штраф составит от 10 до 30 тысяч рублей, на юридических лиц – от 100 до 300 тысяч рублей
Проведение закупки, для которой предусмотрена электронная форма, в другой форме должностным лицом, которое уже ранее привлекалось за аналогичное правонарушение более двух раз (ст. 7.32.3, часть 2 КоАП РФ)Для должностного лица штраф составляет от 40 до 50 тысяч рублей либо назначение профессиональной дисквалификации на срок от 6 месяцев до одного года
Проведение закупки, для которой механизм предусмотрен действующим законодательством о контрактной системе, другими способами и с использованием других механизмов нормативного регулирования (ст. 7.32.3, часть 3 КоАП РФ)Для должностных лиц санкции находятся в диапазоне от 20 до 30 тысяч рублей, для юридических – от 50 до 100 тысяч рублей
Несоблюдение сроков, предусмотренных для размещения в ЕИС информации о закупках, кроме случаев, когда идет речь о размещении сведений об изменениях закупочной документации (ст. 7.32.3, часть 4 КоАП РФ)Для должностных лиц штрафные санкции назначаются из диапазона от 2 до 5 тысяч рублей, а для юридических лиц – от 10 до 30 тысяч рублей
Несоблюдение правил размещения в ЕИС информации о закупках, если разместить такую информацию требуют положения действующего законодательства в сфере закупок (ст. 7.32.3, часть 5 КоАП РФ)Должностные лица подвергаются наказанию в виде штрафа от 30 до 50 тысяч рублей, а юридические лица – от 100 до 300 тысяч рублей
Нарушения, которые были допущены в части размещения информации о вносимых в закупочную документацию изменениях в ЕИС (ст. 7.32.3, часть 6 КоАП РФ)Должностное лицо подвергается штрафу от 5 до 10 тысяч рублей, а юридические – от 10 до 30 тысяч рублей
Нарушение установленных требований в части составления извещений о проводимой закупочной процедуре (ст. 7.32.3, часть 7 КоАП РФ)На должностных лиц налагается штраф в диапазоне от 2 до 3 тысяч рублей, на юридических лиц – от 5 до 10 тысяч рублей
Формирование требований к потенциальным участникам закупочной процедуры, если такие дополнительные требования не предусмотрены законодательством об осуществлении закупок (ст. 7.32.3, часть 8 КоАП РФ)Для должностных лиц штрафные санкции назначаются из диапазона от 2 до 3 тысяч рублей, а для юридических лиц – от 5 до 10 тысяч рублей
Нарушение сроков исполнения вынесенного предписания или решения контролирующих органов в сфере закупок отдельными видами юридических лиц, если такое решение или предписание касается устранения нарушений в части проведенной закупки (ст. 7.32.3, часть 9 КоАП РФ)Должностные лица подвергаются штрафам в диапазоне от 30 до 50 тысяч рублей, а юридические – от 300 до 500 тысяч рублей
Нарушение правил, сроков и порядка предоставления информации о недобросовестных исполнителях заключенных государственных и муниципальных контрактов (ст. 7.32.3, часть 10 КоАП РФ)Должностные лица подвергаются штрафным санкциям в диапазоне от 10 до 15 тысяч рублей, юридические – от 30 до 50 тысяч рублей

В том случае, если при формировании плана-графика закупок или при проведении подготовительной работы к осуществлению той или иной закупочной процедуры были осуществлены мероприятия, направленные на дробление закупок, то при проведении проверки заключенных по итогам таких закупочных процедур контрактов и договоров Федеральная антимонопольная служба вправе вынести предписание об устранении выявленных нарушений.

Чаще всего, кроме такого постановления, выносится также и решение о назначении штрафных санкций за ограничение возможностей конкуренции. Максимальный порог такого штрафа составляет 50 тысяч рублей для должностного лица, а для юридического – 500 тысяч рублей.

Последствия нарушения законодательства при заключении договоров и контрактов

В том случае, если речь идет о нарушении действующего законодательства в сфере закупок, в частности, Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», могут возникнуть два вида правовых последствий:

  • вынесение предписания о необходимости исправления допущенных нарушений в рамках исполнения заключенного ранее контракта или договора. Такое предписание выносится контролирующим органом, например, Федеральной антимонопольной службой. При этом результаты исполнения такого контракта или договора будут подвергаться тщательной проверке. Кроме того, может быть вынесено решение о проведении аудиторской проверки деятельности конкретного государственного или муниципального заказчика;
  • издание решения арбитражного суда о необходимости расторжения заключенного договора или контракта с последующим признанием недействительными всех результатов проведенной с нарушениями закупочной процедуры. В случае возникновения такого правового последствия это чревато не только расторжением контракта или договора, но и наложением штрафных санкций на конкретное юридическое и должностное лицо с целью предупредить дальнейшее возникновение подобных нарушений.

Меры административной ответственности применяются в настоящее время для предупреждения нарушений относительно проводимых закупочных процедур.

Назначение тех или иных мер ответственности в отношении должностных или юридических лиц происходит только на основании оценки того ущерба, который был причинен государству с экономической точки зрения. Если ущерб был минимальным, то и размер штрафных санкций также будет минимальным.

Однако нарушение норм федерального законодательства в сфере закупок всегда влечет возникновение различных правовых последствий, которые могут негативным образом сказаться на функционировании того или иного государственного или муниципального заказчика.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/223/otvetstvennost-koap.html

Ответственность за нарушение 223-ФЗ: суммы штрафов по КоАП РФ, последствия за дробление закупок

Ответственность при нарушении 223 ФЗ

Федеральный закон 223-ФЗ регулирует закупки, проводимые отдельными видами юридических лиц, не относящихся к государственным или муниципальным заказчикам, но участвующих в распределении бюджетных средств – это, например, образовательные учреждения, госкомпании и т. д.

Понятие и виды ответственности по 223-ФЗ

Заказчик несет ответственность за нарушения, допущенные как на этапе подготовки к проведению закупки (формирование плана-графика и т. д.), так и в процессе выбора поставщика и получения от него товаров, работ или услуг.

К таким нарушениям чаще всего относят несоблюдение регламента размещения сведений о предстоящей закупке в ЕИС, дробление закупок и иные действия заказчика, прямо или косвенно нарушающие принципы свободной конкуренции среди потенциальных исполнителей.

За нарушения закона 223-ФЗ организация заказчика и должностные лица привлекаются к следующим видам ответственности:

  • административной;
  • дисциплинарной (внутренней);
  • гражданско-правовой;
  • уголовной.

Привлечение к административной ответственности наступает по итогам проверки ФАС, за дисциплинарную ответственность должностных лиц отвечает кадровая служба или руководитель заказчика, а уголовная или гражданско-правовая ответственность наступает по решению местного суда общей юрисдикции.

Последствия заключения договора с нарушениями

Действительность договора, заключенного по 223-ФЗ с нарушениями, зависит от вида и степени таких нарушений.

Так, если при отборе исполнителя было совершено умышленное ограничение конкуренции, и при этом исполнитель является аффилированным с заказчиком лицом, то после вмешательства антимонопольного органа наступают следующие правовые последствия:

  1. Договор между заказчиком и исполнителем признается недействительным.
  2. Должностные лица заказчика привлекаются к административной и иной ответственности.
  3. Формируется новый состав закупочной комиссии заказчика с учетом проведенной проверки ФАС.
  4. Инициируется проведение новой закупочной процедуры.

Исключением являются случаи, когда на момент раскрытия правонарушения с отбором исполнителя последний уже получил транши из бюджета и находится в процессе выполнения социально значимого заказа – тогда договор не расторгается, но его исполнение берет под контроль прокуратура или специализированные контролирующие организации (НКО).

Когда суд установил, что договор был заключен с нарушениями, все пострадавшие лица могут требовать от заказчика возмещения ущерба в порядке искового производства.

Административные штрафы

Ст. 7.32.3, ст. 19.7.2-1 и ст. 19.5 Кодекса «Об административных правонарушениях» определяют следующие размеры штрафов за нарушения закупочного законодательства.

Вид нарушенияОтветственность должностных лиц, руб.Ответственность организаций, руб.
Отказ от обязательной электронной формы проведения закупки10000-30000 рублей, за повторное нарушение – 40000-50000 рублей или дисквалификация на срок до 12 месяцев100000-300000
Заключение договора по 223-ФЗ, если данная закупка регулируется 44-ФЗ20000-3000050000-100000
Срыв сроков публикации сведений о закупке в ЕИС2000-500010000-30000
Отсутствие важных сведений в публикации о закупке в ЕИС30000-50000100000-300000
Срыв сроков публикации изменений в ЕИС5000-1000010000-30000
Нарушение правил составления извещений о закупке2000-30005000-10000
Предъявление к участникам закупки требований, не отраженных в закупочной документации2000-30005000-10000
Нарушение правил заполнения реестра недобросовестных поставщиков10000-1500030000-50000
Неисполнение предписаний ФАС в положенный срок30000-50000300000-500000

Применение каждого вида штрафа зависит от судебной практики, особенностей отрасли хозяйствования заказчика, наличия рецидива нарушения, а также от суммы причиненного ущерба (при наличии).

Важным аспектом является наличие или отсутствие умысла при совершении правонарушения, а также содействие следствию на этапе выявления деталей нарушений и готовность исполнить предписания ФАС.

Дробление закупок

Согласно п. 1 ч. 15 ст. 4 закона 223-ФЗ, закупки на сумму менее 100000 рублей заказчик может осуществлять у единственного поставщика без размещения сведений в ЕИС. Дробление закупки – это разбиение крупного заказа на несколько более мелких, сумма каждого из которых не превышает 100 000 рублей, чтобы не проводить конкурентную закупку.

Дробление закупок выявляется в ходе проверок ФАС по следующим признакам:

  • однотипные закупки одного и того же товара, работы или услуги на сумму до 100000 рублей;
  • закупки проведены у одного и того же поставщика;
  • все закупки можно объединить в одну без ущерба их целям.

Например, три закупки однотипной оргтехники у одного и того же производителя на сумму 95000 рублей каждая.

Часть 6 ст. 14.32 КоАП устанавливает за дробление закупок штраф в размере 10000-20000 рублей для должностных лиц и для организаций – от 1 до 3 процентов от суммы договора, но не менее 50000 рублей.

Дисциплинарные взыскания

До обращения в ФАС жалоба на действия должностных лиц заказчика подается в кадровую службу, которая вправе применить к своим сотрудникам на основании положений трудового договора и главы 30 Трудового кодекса РФ следующие меры:

  • предупреждение;
  • выговор;
  • увольнение;
  • лишение премии;
  • перевод на другую должность.

Меры, применяемые заказчиком, зависят от наличия умысла и компетенции у своих сотрудников. За умышленные нарушения обычно следует увольнение, а при совершении мелких нарушений, связанных с халатностью или отсутствием нужного опыта, сотрудники переводятся на другие должности или направляются на переподготовку.

Уголовная ответственность

Если будет выявлено, что заказчик умышленно ограничил конкуренцию среди участников закупки и заключил договор с аффилированным лицом, получив при этом доход более 50 миллионов рублей или причинив ущерб на сумму не менее 10 миллионов рублей, то наступает уголовная ответственность по ст. 178 УК РФ в виде:

  • штрафа в сумме от 300000 до 500000 рублей или дохода за 1-2 года;
  • принудительных работ сроком до 3 лет с дисквалификацией на год или без нее;
  • лишения свободы на срок до 3 лет с дисквалификацией на год или без нее.

Если нарушения были совершены при этом с использованием служебного положения или сопровождались повреждением чужой собственности или вымогательством, то максимальный штраф увеличивается до 1000000 рублей, а возможный тюремный срок – до 6 лет.

Применение уголовного наказания в каждом конкретном случае смягчается, если заказчик содействует следствию, или сам является жертвой иной преступной схемы третьих лиц.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/zakupki/223/administrativnaya-otvetstvennost.html

Вопросы адвокату
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: