Отнесение расходов по специальной оценке условий труда

Содержание
  1. Соут – компенсация расходов на проведение спецоценки из фсс
  2. Какая сумма возвращается за спецоценку из ФСС?
  3. В каком виде предоставляется компенсация за счет фсс?
  4. Порядок получения компенсации
  5. Возврат средств за специальную оценку условий труда
  6. Общий порядок приёма документов специалистами ФСС
  7. В том числе – отказ в оплате оценки условий труда
  8. Порядок принятия решения о софинансировании ФСС мероприятий по охране труда
  9. Уменьшение оплаты по страховым взносам
  10. Отчетность об использовании выделенных средств
  11. Как отразить в учете затраты на проведение специальной оценки условий труда – НалогОбзор.Инфо
  12. Бухучет
  13. ОСНО
  14. УСН
  15. ЕНВД
  16. ОСНО и ЕНВД
  17. Распределение расходов
  18. Распределение входного НДС
  19. Что важно знать бухгалтеру о специальной оценке рабочих мест?
  20. Кому нужно проводить специальную оценку?
  21. Когда проводить специальную оценку?
  22. Как изменились дополнительные тарифы?
  23. Как быть с проведенной аттестацией?
  24. Отчетность в ПФР
  25. Отчетность в ФСС
  26. Важные нюансы специальной оценки рабочих мест
  27. О декларации соответствия и об оплате спецоценки за счет фсс
  28. Подборки из журналов бухгалтеру
  29. Налог на прибыль и НДС
  30. Упрощенка
  31. Какую платить зарплату, если условия труда вредные или опасные
  32. Правила повышения зарплаты и иные компенсации
  33. Страховые взносы и налоги
  34. Дополнительный отпуск

Соут – компенсация расходов на проведение спецоценки из фсс

Отнесение расходов по специальной оценке условий труда

Право на возврат денежных средств на проведение специальной оценки условий труда и обучение по охране труда, предоставляется организациям в соответствии с «Правилами финансового обеспечения предупредительных мер», утвержденными Приказом Минтруда России от 10.12.2012 №580н.

Перед получением компенсации на проведение мероприятий по охране труда за счет средств Фонда социального страхования, будет полезно знать:

Какая сумма возвращается за спецоценку из ФСС?

Не более 20 % от суммы страховых взносов перечисленных в ФСС за предшествующий год. В том случае, если в организации были страховые случаи в этом периоде, то сумма уменьшается на величину расходов на выплату обеспечения застрахованным лицам.

В каком виде предоставляется компенсация за счет фсс?

При предоставлении права на получение компенсации, деньги на банковский счёт организации не поступают. Возврат средств осуществляется за счет снижения сумм страховых взносов, перечисляемых в ФСС, в текущем году.

Порядок получения компенсации

Для возврата денежных средств, организациям необходимо в срок до 1 августа текущего года обратиться с заявлением в отделение Фонда социального страхования по месту регистрации. Форма заявления на возмещение средств из ФСС (скачать).

К заявлению необходимо приложить:

  1. план финансового обеспечения предупредительных мер на текущий год (скачать);
  2. копию плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий и охраны труда, в котором обязательно должны быть указаны мероприятия, за реализацию которых вы хотите получить возврат средств.

Возврат средств за специальную оценку условий труда

ФСС, при возврате средств на проведение специальной оценки условий труда, потребует приложить к заявлению следующие документы:

  • копию договора на оказание услуг по проведению СОУТ;
  • копию приказа о создании комиссии по проведению специальной оценки условий труда;
  • (до 2017 года предоставлялись) копии разрешительных документов организации на право осуществления деятельности по проведению специальной оценки условий труда аттестат аккредитации лаборатории и свидетельство о включение в реестр организаций).

Заявление с прилагаемыми к нему документами (копиями документов) и сведениями представляется страхователем либо лицом, представляющим его интересы, на бумажном носителе либо в форме электронного документа.

В договоре с организацией обязательно должно быть  указано количество рабочих мест, в отношении которых проводится специальная оценка условий труда, и стоимость проведения СОУТ на указанном количестве рабочих мест. В противном случае специалисты ФСС могут отказать вам в предоставлении компенсации.

Общий порядок приёма документов специалистами ФСС

Оригиналы заявления и плана финансового обеспечения подаются в ФСС.Копии всех прилагаемых к заявлению документов должны быть заверены печатью организации (при наличии печати).

После получения заявления от организации, специалисты отделения ФСС размещают информацию о заявлении на своем сайте. Там же можно отслеживать ход рассмотрения своего заявления. Например, Санкт-Петербургское региональное отделение ФСС, указывает статус рассмотрения заявления и результат (подлежат возмещению расходы или отказано в этом).

На этапе принятия заявления, ФСС может отказать в финансировании предупредительных мер, если заявитель представил неполный комплект документов.

Допускается повторное обращение с полным комплект
документов, но не позднее 1 августа.

В том числе – отказ в оплате оценки условий труда

Может быть отказано в финансовом обеспечении предупредительных мер в следующих случаях:

  • если имеется недоимка по уплате страховых взносов, задолженность по пеням и штрафам по итогам отчетного периода в текущем финансовом году, недоимка, выявленная в ходе проверки и/или пени и штрафы по итогам проверки;
  • если предусмотренные бюджетом ФСС средства на финансовое обеспечение полностью распределены;
  • если представленные документы содержат недостоверную информацию;
  • если предоставлен неполный комплект документов.

Отказ по другим причинам
не предусмотрен законодательством.

Порядок принятия решения о софинансировании ФСС мероприятий по охране труда

Решение о финансовом обеспечении предупредительных мер, его объеме или же об отказе принимается региональным отделением ФСС:

  • в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления и полного комплекта документов к нему (для страхователей, которые за предыдущий год уплатили страховых взносов на сумму до 10 000 000 рублей включительно);
  • в течение 18 рабочих дней со дня получения заявления и полного комплекта документов к нему, после согласования с центральным аппаратом ФСС (для страхователей, которые за предыдущий год уплатили страховых взносов на сумму более 10 000 000 рублей).

Решение оформляется приказом и в течение трех
рабочих дней, со дня его принятия, направляется страхователю.

Уменьшение оплаты по страховым взносам

В соответствии с планом финансового обеспечения, после получения приказа о выделении средств на софинансирование предупредительных мер, организация вправе уменьшить начисляемые суммы страховых взносов на разрешенную сумму.

Отчетность об использовании выделенных средств

Ежеквартально необходимо отчитываться перед ФСС об использовании выделенных средств (п. 12 Правил № 580н).
В целях учета и отчетности по использованию сумм страховых взносов в Письме ФСС России от 20.02.2017 №02-09-11/16-05-3685 приводится рекомендуемая форма отчета по использованию сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер по охране труда (скачать).

В отчете отражаются сведения о запланированных
и фактических расходах на предупредительные меры.

Данные, связанные с софинансированием предупредительных мер необходимо отражать при предоставлении отчетности по форме 4-ФСС, таблица 2 (скачать).
Административный регламент о финансовом обеспечении предупредительных мер утвержден приказом Минтруда России от 02.09.2014 № 598н (скачать).

ФСС вправе отказать страхователю в зачете произведенных расходов и не разрешит уменьшить сумму страховых взносов за соответствующий квартал, если страхователь не сможет представить выше указанные документы.

К отчёту за использование средств на проведение СОУТ, дополнительно вместе с отчетом и подтверждающими документами, вам необходимо предоставить сводную ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда.

Источник: https://otot.ru/blog/fond-socialnogo-strahovaniya/

Как отразить в учете затраты на проведение специальной оценки условий труда – НалогОбзор.Инфо

Отнесение расходов по специальной оценке условий труда

Организация обязана обеспечить сотрудникам безопасные условия труда. В частности, это подразумевает и проведение специальной оценки условий труда. Об этом сказано в статье 212 Трудового кодекса РФ. Специальную оценку условий труда обязаны проводить все организации. Подробнее о том, как это сделать, см. Как провести специальную оценку условий труда.

Бухучет

Бухучет затрат на проведение специальной оценки условий труда зависит от того, за счет каких средств они оплачены: за счет средств организации или за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

Если специальная оценка условий труда проведена за счет средств организации, в учете сделайте проводку:

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 60 (76, 70…)
– учтены затраты на проведение специальной оценки условий труда за счет средств организации.

Это следует из пунктов 5 и 7 ПБУ 10/99, а также Инструкции к плану счетов (счета 20, 23, 25, 26, 29, 44, 60, 70, 76).

О порядке отражения в бухучете затрат на проведение специальной оценки условий труда за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний см. Как отразить в бухучете финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний за счет ФСС России.

Пример отражения в бухучете расходов на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма

ОАО «Производственная фирма “Мастер”» финансирует предупредительные меры по сокращению травматизма.

На 2016 год установлен тариф взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний в размере 1 процента (соответствует 9-му классу профессионального риска).

В июне 2016 года организация начислила в пользу своих сотрудников зарплату на сумму 1 250 000 руб.

Бухгалтер начислил взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний за июнь в размере 12 500 руб. (1 250 000 руб. × 1%).

В июне 2016 года организация получила разрешение провести специальную оценку условий труда за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Размер финансирования составил 7000 руб.

В этом же месяце организация провела специальную оценку условий труда на сумму 7000 руб. (без учета НДС).

Стоимость услуг по проведению специальной оценки условий труда бухгалтер зачел в счет уплаты взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

15 июля 2016 года бухгалтер представил в ФСС России по месту учета организации ведомость по форме 4-ФСС РФ и отчет об использовании страховых взносов с приложением подтверждающих документов.

В июне 2016 года бухгалтер «Мастера» сделал в учете следующие проводки:

Дебет 20 Кредит 70
– 1 250 000 руб. – начислена зарплата за июнь 2016 года;

Дебет 20 Кредит 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний»
– 12 500 руб. – начислены взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний за июнь 2016 года;

Дебет 76 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний» Кредит 86
– 7000 руб. – получено разрешение провести специальную оценку условий труда за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний;

Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний» Кредит 76
– 7000 руб. – уменьшена задолженность перед ФСС России по страховым взносам на сумму произведенных расходов;

Дебет 86 Кредит 98-2
– 7000 руб. – отражены в составе доходов будущих периодов средства, направленные на финансирование предупредительных мер;

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– 7000 руб. – признан прочий доход в сумме фактически осуществленных расходов, направленных на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний.

Если организация оплачивает специальную оценку условий труда за свой счет, порядок отражения таких затрат при уплате налогов зависит от системы налогообложения, которую применяет организация.

ОСНО

Если организация применяет общую систему налогообложения, то расходы на проведение специальной оценки условий труда учтите в составе прочих расходов (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ):

  • после приемки выполненных работ (осуществления расходов), если организация признает доходы и расходы методом начисления (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ);
  • после оплаты и приемки выполненных работ (и иных расходов на проведение специальной оценки условий труда), если организация признает доходы и расходы кассовым методом (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Поскольку расходы на проведение специальной оценки условий труда относятся к косвенным расходам, при методе начисления они уменьшают налог на прибыль в том отчетном периоде, в котором были осуществлены (п. 2 ст. 318 НК РФ).

Входной НДС с услуг по проведению специальной оценки условий труда принимайте к вычету в общем порядке (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

УСН

Если организация применяет упрощенку с объектом обложения доходы, то расходы на проведение специальной оценки условий труда не повлияют на расчет единого налога (п. 1 ст. 346.14 НК РФ).

Ситуация: можно ли организации, применяющей упрощенку и уплачивающей единый налог с разницы между доходами и расходами, учесть расходы на проведение специальной оценки условий труда?

Нет, нельзя. И вот почему.

Подобные затраты не предусмотрены в закрытом перечне расходов, которые учитываются при расчете единого налога при упрощенке (п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Поэтому налоговую базу по этому налогу расходы, связанные с проведением специальной оценки условий труда, не уменьшают.

Аналогичные выводы следуют из писем Минфина России от 16 июня 2014 г. № 03-11-06/2/28551 и от 18 февраля 2013 г. № 03-11-06/2/4248.

Совет: есть основания, позволяющие организации на упрощенке учесть при расчете единого налога расходы, связанные с проведением специальной оценки условий труда. Они заключаются в следующем.

Данные затраты можно учесть в составе материальных расходов (подп. 6 п. 1 ст. 254, подп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Объясняется это так. К материальным расходам относятся, в частности, работы (услуги) по контролю за соблюдением установленных технологических процессов и другие подобные работы (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).

При этом нормативной основой проведения специальной оценки условий труда считаются стандарты системы безопасности труда (ГОСТы), санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы и другие документы. Поэтому при наличии такого требования к деятельности организации расходы на проведение специальной оценки условий труда можно учесть при расчете единого налога при упрощенке.

Стоит отметить, что аналогичной точки зрения ранее придерживались и специалисты финансового ведомства (письмо Минфина России от 22 июля 2005 г. № 03-11-04/2/31). Однако, учитывая более поздние разъяснения Минфина России, в случае если организация включит затраты на проведение специальной оценки в состав расходов, свою позицию ей, скорее всего, придется отстаивать в арбитражном суде.

ЕНВД

Если организация платит ЕНВД, то расходы на проведение специальной оценки условий труда не окажут влияния на расчет этого налога. Плательщики ЕНВД рассчитывают этот налог исходя из вмененного дохода (п. 1 ст. 346.29 НК РФ).

ОСНО и ЕНВД

Если организация совмещает ЕНВД и общую систему налогообложения, ей необходимо организовать раздельный учет для налога на прибыль и НДС (п. 9 ст. 274, п. 4 ст. 170 НК РФ).

Расходы на проведение специальной оценки условий труда, которые связаны с деятельностью организации на общей системе налогообложения, относите к прочим расходам для налога на прибыль (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Расходы на проведение специальной оценки условий труда, которые связаны с деятельностью на ЕНВД, при налогообложении не учитывайте (п. 1 ст. 346.29 НК РФ).

Порядок учета НДС тоже зависит от того, к какой деятельности относятся эти рабочие места.

Если они относятся к деятельности на общей системе налогообложения, НДС можно принять к вычету при соблюдении условий, установленных статьей 171 Налогового кодекса РФ.

Если же рабочие места относятся к деятельности на ЕНВД, то НДС по ним необходимо учесть в стоимости услуг по их оценке (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Распределение расходов

Если проводилась специальная оценка условий труда, которые относятся одновременно к общей системе налогообложения и ЕНВД, затраты на ее проведение нужно распределить (п. 9 ст. 274 НК РФ). Для этого определите долю доходов, полученных от разных видов деятельности.

Долю доходов от деятельности организации на общей системе налогообложения рассчитайте по формуле:

Доля доходов от деятельности организации на общей системе налогообложения=Доходы от деятельности организации на общей системе налогообложения:Доходы от всех видов деятельности организации

Расходы на проведение специальной оценки условий труда, которые относятся к деятельности организации на общей системе налогообложения, рассчитайте так:

Расходы на проведение специальной оценки условий труда, которые относятся к деятельности организации на общей системе налогообложения=Расходы на проведение специальной оценки условий труда (без НДС)×Доля доходов от деятельности организации на общей системе налогообложения

 
Расходы на проведение специальной оценки условий труда, которые относятся к деятельности организации, облагаемой ЕНВД, рассчитайте так:

Расходы на проведение специальной оценки условий труда, которые относятся к деятельности организации на ЕНВД=Расходы на проведение специальной оценки условий труда (без НДС)Расходы на проведение специальной оценки условий труда, которые относятся к деятельности организации на общей системе налогообложения

 
При определении доли доходов и расходов по конкретному виду деятельности используйте показатели за месяц, в котором распределяются затраты.

 При определении налоговой базы по налогу на прибыль за отчетный (налоговый) период расходы, которые относятся к деятельности организации на общей системе налогообложения за месяц, суммируйте нарастающим итогом.

Такой порядок предусмотрен в письмах Минфина России от 24 января 2007 г. № 03-04-06-02/7 и ФНС России от 23 января 2007 г. № САЭ-6-02/31.

Распределение входного НДС

При совмещении общей системы налогообложения и ЕНВД сумму НДС, выделенную в счете-фактуре на услуги по проведению специальной оценки условий труда, в этом случае нужно распределить.

Распределите НДС пропорционально доле операций, облагаемых этим налогом. Долю операций, облагаемых НДС, определите исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав) в общем объеме отгрузки за налоговый период.

Такой порядок предусмотрен в пункте 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

НДС, который можно принять к вычету, рассчитайте по формуле:

НДС, который можно принять к вычету=НДС, предъявленный поставщиком (выделенный в счете-фактуре на услуги по аттестации)×Стоимость отгруженных за налоговый период товаров (работ, услуг, имущественных прав), реализация которых облагается НДС_______________________________________________
Общая стоимость товаров (работ, услуг, имущественных прав), отгруженных за налоговый период

 
Подробнее об этом см. Как принять к вычету входной НДС при раздельном учете облагаемых и необлагаемых операций.

Сумму НДС, которую нельзя принять к вычету, прибавьте к доле расходов по деятельности организации, облагаемой ЕНВД (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Источник: http://NalogObzor.info/publ/kadrovyj_uchet/okhrana_truda/kak_otrazit_v_uchete_zatraty_na_provedenie_specialnoj_ocenki_uslovij_truda/114-1-0-2848

Что важно знать бухгалтеру о специальной оценке рабочих мест?

Отнесение расходов по специальной оценке условий труда

Информация актуализирована 25.03.2015

Денис Шофшан, налоговый консультант ООО «ФондИнфо»

Порядок и условия проведения  оценки определены Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ, который вступил в силу с 1 января  2014 года. Проводится спецоценка условий труда согласно методике, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, который вступил в силу 8 апреля 2014 года.

Это значит, что фактически специализированные организации получили право на проведение спецоценки условий труда только 8 апреля 2014 года. По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников.

Подробнее о том, что такое спецоценка, можно ли затраты на ее проведение учесть в расходах, влияют ли результаты спецоценки на размер скидки по страховым взносам и др., смотрите в таблице в конце материала.

Кому нужно проводить специальную оценку?

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели (вне зависимости от системы налогообложения и штатной численности работников). Более того, специальной оценке подлежат все рабочие места независимо от того, существуют на рабочем месте источники опасности или нет. Офисные рабочие места также подлежат спецоценке.

Никаких исключений для них в законодательстве нет. Прежде официальные органы тоже настаивали на проведении аттестации рабочих мест, если работник больше половины рабочего времени находится за компьютером (письмо Минтруда России от 08.04.2013 № 15-1-859).
Специальную оценку можно не проводить лишь в отношении (п. 3 ст.

3 Закона № 426-ФЗ):

  • надомных работников;
  • дистанционных работников;
  • работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям (ч. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Когда проводить специальную оценку?

Если до 1 января 2014 года компания провела аттестацию рабочих мест, то ее результаты действительны в течение пяти лет со дня завершения. То есть спецоценку можно не проводить максимум до 31 декабря 2018 года. Однако провести спецоценку вне плана нужно в следующих случаях (ст. 17 Закона № 426-ФЗ):

  • ввод в эксплуатацию новых рабочих мест;
  • получение предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
  • изменение технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявление профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Можно провести специальную оценку условий труда до истечения срока действия результатов аттестации рабочих мест по собственной инициативе (п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Как изменились дополнительные тарифы?

С 2015 года доп. тарифы страховых взносов по сравнению с 2014 и 2013 годами повысились. В табл. 1 указаны тарифы для организаций, которые не проводили ни аттестацию, ни спецоценку условий труда.

1. Размер дополнительных тарифов страховых взносов (если не проводились ни аттестация, ни спецоценка условий труда)

Примечание. *Тарифы в ФСС и ФФОМС при этих условиях имеют нулевые значения.

Если же по результатам проведенной специальной оценки условий труда были определены классы (подклассы) условий труда, то с даты утверждения отчета о ее проведении следует применять дифференцированную шкалу доптарифов страховых взносов (см. табл. 2; ч. 2.1 ст. 58.3 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ и письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).

2. Дифференцированная шкала дополнительных тарифов страховых взносов (если установлены классы условий труда)

Как быть с проведенной аттестацией?

Результаты аттестации рабочих мест можно использовать в целях установления дифференцированных тарифов до 31 декабря 2018 года. Для этого необходимо одновременное соблюдение четырех условий (ч. 5 ст. 15 ФЗ от 28.12.2013 № 421-ФЗ):

  • Аттестацией установлено, что условия труда на рабочих местах являются вредными или опасными.
  • Срок действия аттестации еще не истек.
  • Результаты аттестаций отражены в документах, которые оформлены не позднее 31.12.2013 (письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).
  • Аттестационные документы оформлены по правилам, утв. Приказами Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н или от 31.08.2007 № 569.

Если результаты аттестации оформлены правильно, то в аттестационных документах должны быть отражены те же классы и подклассы условий труда, которые действуют сейчас. В этой части изменений в законодательстве РФ не произошло.

Так, например, если проведенной аттестацией  условия труда были признаны опасными, то на выплаты нужно начислять дополнительные взносы по тарифу 8 % (см. табл. 2).

Однако имейте в виду, что если по результатам проведенной аттестации условия труда были признаны оптимальными или допустимыми, то дополнительные взносы следует начислять по фиксированным ставкам: 6 или 9 %. Применять нулевые тарифы в этом случае нельзя.

Снизить взносы до нуля можно только по результатам спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ). Получается, что некоторым работодателям может быть выгодно скорейшее проведение специальной оценки условий труда в целях снижения тарифов страховых взносов.

Отчетность в ПФР

Учитывая, что результаты спецоценки условий труда влияют на применяемый тариф дополнительных страховых взносов, с 1 квартала 2014 года уточнена отчетность в ПФР в этой части. Так, в квартальном расчете по форме РСВ-1 ПФР, утв. Постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 № 2п, можно выделить следующее:

  • раздел 2 дополнен новым подразделом 2.4, в котором отражаются сведения о страховых взносах по доптарифу в зависимости от класса (подкласса) условий труда, который установлен по результатам проведенной спецоценки;
  • в раздел 4 добавлены графы 3 и 13, в которых отражаются доначисленные допвзносы, уплачиваемые на основании результатов спецоценки (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ);
  • в раздел 6 подраздела 6.7 добавлена графа «Код специальной оценки труда». Значение этих кодов можно найти в приложении № 2 к Порядку заполнения расчета по форме РСВ-1 ПФР.

Отчетность в ФСС

Таблица 10 «Сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда  и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года» раздела II расчета по форме-4 ФСС начиная с отчетности за I квартал 2014 года заполняется и представляется в обязательном порядке (п. 2 Порядка заполнения формы 4-ФСС). Эта таблица уточнена в связи с введением специальной оценки условий труда.

В таблице 10 отражаются данные о специальной оценке условий труда, а также о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах на начало года (пп. 34–34.

4 Порядка заполнения формы 4-ФСС, утв. Приказом Минтруда России от 19.03.2013 № 107н).

Причем если у страхователя еще не истек срок действия аттестации рабочих мест по условиям труда, то таблицу нужно заполнять по результатам такой аттестации.

Важные нюансы специальной оценки рабочих мест

Вопрос Ответ
Что такое специальная оценка?Специальная оценка условий труда — это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). По результатам специальной оценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах (п. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ)
Кто должен проводить специальную оценку?Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям. С такой организацией заключается договор гражданско-правового характера (п. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ)
Какие рабочие места подлежат специальной оценке?Специальной оценке подлежат все рабочие места. Не оцениваются только условия труда (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ): — надомных работников; — дистанционных работников;— работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями
Влияет ли спецоценка на размер скидки по страховым взносам на травматизм?Да, органы ФСС устанавливают скидку  в зависимости от безопасности условий труда по результатам их специальной оценки (абз. 2 п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»)
Какая ответственность предусмотрена за непроведение специальной оценки?Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки или ее непроведение является нарушением трудового законодательства. Руководитель (или иное должностное лицо) может быть привлечен к ответственности в виде административного штрафа от 5 000 до 10 000 руб., организацию могут оштрафовать на сумму от 60 000 до 80 000 руб.  При повторном нарушении размер санкций существенно увеличивается, также вместо штрафа должностных лиц могут временно дисквалифицировать, а деятельность организации приостановить (ст. 5.27.1 КоАП РФ). Если на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. В этом случае возможно привлечение руководителя к уголовной ответственности по ст. 143 УК РФ.
Организация применяет общую систему налогообложения. Можно ли при расчете налога на прибыль учесть затраты на спецоценку?Расходы на проведение специальной оценки условий труда можно учесть в составе прочих расходов (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если доходы и расходы признаются методом начисления, то учесть их можно после приема работ по спецоценке (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Если же доходы и расходы признаются кассовым методом, то расходы учитываются после оплаты и приемки выполненных работ (и иных расходов на проведение специальной оценки условий труда), см. п. 3 ст. 273 НК РФ. Принимая во внимание, что расходы на проведение специальной оценки условий труда относятся к косвенным расходам, при методе начисления они уменьшают налог на прибыль в том отчетном периоде, в котором были осуществлены (п. 2 ст. 318 НК РФ)
Организации применяют специальные налоговые режимы (одна компания на УСН, другая на ЕВНД). Можно ли при расчете единого налога затраты на специальную оценку учесть в расходах?Если организация применяет УСН с объектом обложения «доходы», то расходы на проведение спецоценки никак не повлияют на расчет единого налога (п. 1 ст. 346.14 НК РФ). При объекте налогообложения «доходы минус расходы» учесть затраты также не получится. Дело в том, что такие затраты не предусмотрены в закрытом перечне расходов, которые принимаются во внимание при расчете единого налога при УСН (п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Если компания платит ЕНВД, то расходы на проведение специальной оценки условий труда также на налог никак не повлияют, поскольку он рассчитывается из показателей по вмененному доходу (п. 1 ст. 346.29 НК РФ)
Можно ли расходы за специальную оценку зачесть в счет уплаты страховых взносов?Денежные расходы на специальную оценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм. Это предусмотрено приказом Минтруда России от 20.02.2014 № 103н. Зачесть можно максимум 20 % от суммы взносов

О декларации соответствия и об оплате спецоценки за счет фсс

  • Если по результатам спецоценки условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то компании необходимо представить в трудовую инспекцию по своему местонахождению специальную декларацию. Ее форма и порядок представления утверждены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н. Он зарегистрирован Минюстом России 22.05.2014 под № 32387 и вступил в силу с 08.06.2014. О том, как выбрать «оценщика» и подать декларацию соответствия, читайте здесь.

Источник: https://kontur.ru/articles/2263

Подборки из журналов бухгалтеру

Отнесение расходов по специальной оценке условий труда

Источник: журнал «Главбух»

Бухучет затрат на проведение специальной оценки условий труда зависит от того, за счет каких средств они оплачены: за счет средств организации или за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

Если специальная оценка условий труда проведена за счет средств организации, в учете сделайте проводку:

ДЕБЕТ 20 (23, 25, 26, 29, 44) КРЕДИТ 60 (76, 70…)

– учтены затраты на проведение специальной оценки условий труда за счет средств организации.

Это следует из пунктов 5 и 7 ПБУ 10/99, а также Инструкции к плану счетов (счета 20, 23, 25, 26, 29, 44, 60, 70, 76).

О порядке отражения в бухучете затрат на проведение спецоценки за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний читайте в главе 5 данной книги.

Налог на прибыль и НДС

Если организация применяет общую систему налогообложения то расходы на проведение специальной оценки условий труда учтите в составе прочих расходов (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ):

  • после приемки выполненных работ, если организация признает доходы и расходы методом начисления (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ);
  • после оплаты и приемки выполненных работ (и иных расходов на проведение специальной оценки), если организация признает доходы и расходы кассовым методом (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Поскольку расходы на проведение специальной оценки условий труда относятся к косвенным расходам, при методе начисления они уменьшают налог на прибыль в том отчетном периоде, в котором были осуществлены (п. 2 ст. 318 НК РФ).

Входной НДС с услуг по проведению специальной оценки условий труда принимайте к вычету в общем порядке (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Упрощенка

Если организация применяет упрощенку с объектом «доходы», то затраты на проведение специальной оценки условий труда не повлияют на расчет упрощенного налога (п. 1 ст. 346.14 НК РФ).

А как быть компаниям, выбравшим объект «доходы минус расходы»? Такие организации также не могут учесть плату за спецоценку при расчете налоговой базы. Дело в том, что подобные затраты не предусмотрены в закрытом перечне расходов, которые учитываются при расчете упрощенного налога (п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Поэтому налоговую базу расходы, связанные с проведением специальной оценки условий труда, не уменьшают. Аналогичные выводы следуют из письма Минфина России от 18 февраля 2013 г. № 03-11-06/2/4248.

Хотя данное письмо и посвящено аттестации рабочих мест приведенные в нем рекомендации актуальны и в случае со спецоценкой.

Какую платить зарплату, если условия труда вредные или опасные

Сотрудники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должны получать зарплату в повышенном размере (ст. 146 ТК РФ).

Порядок повышения оплаты труда в зависимости от конкретных условий труда должен установить Минтруд России. В настоящее время такой документ отсутствует.

Поэтому до принятия соответствующего нормативного документа организация может оценить вредность и опасность условий труда (для целей установления повышенной оплаты) самостоятельно по результатам:

  • аттестации рабочих мест, проведенной до 1 января 2014 года в порядке, предусмотренном приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н;
  • специальной оценки условий труда, проведенной после 1 января 2014 года в порядке, предусмотренном Законом № 426-ФЗ.

Правила повышения зарплаты и иные компенсации

Устанавливая повышение зарплаты для сотрудников, работающих во вредных или опасных условиях, организация должна руководствоваться следующими правилами (ст. 147 ТК РФ):

1) минимальный размер повышения оплаты труда сотрудникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда;

2) конкретные размеры повышенной зарплаты зафиксируйте во внутренних документах организации, трудовых (коллективных) договорах с учетом мнения профсоюза (при его наличии в организации).

Кроме повышенной оплаты указанным сотрудникам должны устанавливаться (ст. 92, ст. 117 ТК РФ):

  • сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю;
  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск – не менее семи календарных дней.

При установлении иных компенсаций руководствуйтесь списком производств с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22, и инструкцией по его применению, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. № 273/П-20 (в части, не противоречащей ТК РФ).

Вредность и (или) опасность условий труда должна быть подтверждена результатами специальной оценки либо аттестации рабочих мест (наличие вредных производственных факторов, травмоопасных участков, оборудования, показателей тяжести, напряженности трудового процесса и т. п.).

Страховые взносы и налоги

Повышенная зарплата (доплата) сотрудникам во вредных и (или) опасных условиях не является компенсационной выплатой (ст. 146, 147 ТК РФ).

Поэтому с ее суммы начислите (удержите):

  • взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование (ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ);
  • взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам, если сотрудники заняты на определенных видах работ и имеют право на досрочную пенсию (ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ);
  • взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ);
  • НДФЛ (п. 1 ст. 208, п. 4 ст. 226 НК РФ).

Учесть повышенную зарплату, доплату и компенсации при расчете налога на прибыль и упрощенного налога (объект «доходы минус расходы») можно, только если вредные или опасные условия труда подтверждены результатами специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест). Это расходы на оплату труда, а их компании на общем режиме и упрощенке списывают по одним и тем же правилам (ст. 255, п. 2 ст. 346.16 НК РФ, письма Минфина России от 7 марта 2014 г. № 03-03-06/1/10060, ФНС России от 6 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/14453).

Дополнительный отпуск

Продолжительность дополнительного отпуска пропишите в коллективном договоре, руководствуясь действующими нормативными документами.

По общему правилу дополнительный отпуск положен сотрудникам:

  • за вредные и (или) опасные условия труда, подтвержденные аттестацией рабочих мест, проведенной до 1 января 2014 года;
  • за вредные условия труда 2-й, 3-й или 4-й степени либо за опасные условия труда, подтвержденные специальной оценкой условий труда, проведенной после 1 января 2014 года.

Продолжительность отпуска за вредные и (или) опасные условия труда не должна быть менее семи календарных дней (ст. 117 ТК РФ). Порядок же определения конкретной продолжительности дополнительного отпуска зависит от того, по итогам какого мероприятия она устанавливается: аттестации рабочих мест либо специальной оценки условий труда.

Если организация продолжает руководствоваться результатами аттестации, надо применять список производств с вредными условиями труда, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22. Работа на таких производствах дает право на дополнительный отпуск.

То есть длительность дополнительного отпуска в зависимости от условий труда определите, руководствуясь списком, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г.

№ 298/П-22, и Инструкцией, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. № 273/П-20.

Ведь эти документы не отменены и их следует применять в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ.

Если производств (профессий, должностей), которые присутствуют в организации, нет в списке, продолжительность дополнительного отпуска в зависимости от конкретных условий труда установите самостоятельно, но она не должна быть ниже минимальной. Продолжительность дополнительного отпуска пропишите в коллективном договоре.

Если организация устанавливает продолжительность дополнительного отпуска по результатам специальной оценки условий труда, то длительность отпуска каждого конкретного сотрудника определите самостоятельно на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения (если они есть) и закрепите в коллективном договоре.

Кроме того, пропишите ее в трудовом договоре с сотрудником (ст. 117 ТК РФ). Дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется только за время, фактически отработанное во вредных и (или) опасных условиях (ст. 121 ТК РФ).

Учитывая это, продолжительность такого отпуска рассчитывайте пропорционально фактически отработанному времени:

Если сотрудник периодически (временно) работает во вредных условиях, отпуск ему также предоставьте пропорционально фактически отработанному во вредных условиях времени (п. 13 Инструкции, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. № 273/П-20, письмо Роструда от 18 марта 2008 г. № 657-6-0).

Пример

Слесарю, имеющему права сварщика, в связи с производственной необходимостью периодически поручается выполнение электросварочных работ в помещении.

За такую работу коллективным договором организации установлен ежегодный дополнительный отпуск – семь календарных дней. Сотрудник проработал во вредных условиях в течение трех полных месяцев.

Все это время сотрудник работал на условиях полного рабочего дня. Ему полагается дополнительный отпуск следующей продолжительности:

7 дн. : 12 мес. × 3 мес. = 2 дн.

Не вызывает вопросов расчет продолжительности отпуска, если на дату ухода в отпуск сотрудник отработал полное количество месяцев. Однако на практике такая ситуация встречается редко.

Так, в течение времени, предшествующего отпуску, сотрудник мог болеть, быть в отпуске без сохранения зарплаты и т. д.

В этом случае определите, сколько полных месяцев сотрудник фактически отработал во вредных условиях.

Часть дополнительного отпуска за вредные и опасные условия труда, превышающая минимальную продолжительность (семь календарных дней), может быть заменена денежной компенсацией. Эта компенсация устанавливается при следующих условиях:

  • такая возможность предусмотрена отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором;
  • на это имеется письменное согласие самого сотрудника, оформленное в виде дополнительного соглашения к трудовому договору.

Размеры, а также условия выплаты компенсации устанавливают отраслевые (межотраслевые) соглашения и коллективные договоры.

Чтобы определить среднемесячное количество рабочих дней для расчета количества полных месяцев, отработанных во вредных условиях, можно воспользоваться данными производственного календаря на текущий год. Рассчитайте среднемесячное количество рабочих дней по формуле:

Считают отпускные за работу во вредных (опасных) условиях по тем же правилам, что и ежегодный оплачиваемый отпуск. То есть руководствуясь статьей 139 Трудового кодекса РФ и постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922.

Особенностей отражения в учете отпускных за вредные условия труда нет – правила все те же, что и для обычных отпускных. То есть при расчете налога на прибыль и упрощенного налога («доходы минус расходы») это разновидность расходов на оплату труда. На всю сумму отпускных надо начислить страховые взносы. Удержать НДФЛ необходимо по общим правилам.

Источник: https://otchetonline.ru/art/buh/47863-rashody-na-specocenku-i-svyazannye-s-ney-zatraty.html

Вопросы адвокату
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: